Четверг, 16.05.2024, 04:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр физико-математического образования

Категории раздела
События [709]
Так мы работаем!
Для студентов [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Архив событий (с файлами)

Главная » Файлы » События

Летняя школа для учителей информатики 26-27 августа 2013 года, МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет Вычислительной математики и кибернетики
27.08.2013, 00:02
      Летняя школа для учителей информатики открылась 26 августа. Так как от нашего Центра единственным участником был я, Лебедев Владимир Валентинович, то рассказ о мероприятии буду вести от первого лица.
   Перед открытием школы удалось сделать фотографию участников. В лекционной аудитории на первом заседании собралось более ста человек.
   Во время регистрации каждый участник получил последний номер журнала "Потенциал" (№7, 2013, математика, физика, информатика). В этом журнале напечатаны работы трёх докладчиков школы. Меня заинтересовала статья Виктории Владимировны Майоровой "Поиски гармонии, или о математическом подходе к искусству" (конкурсу фоторабот "Красота мысли" посвящается). Автор преподаёт курс практической фотографии на факультете ВМК МГУ им. М.В.Ломоносова. Статья в основном посвящена гармоничному расположению объектов в кадре. Это рекомендации и золотого сечения, и правило третей, и диагонали, и треугольники, и золотая спираль. Абсолютно согласен с автором, что "трудно представить фотографа, который будет этим заниматься" (стр.69). Точно также согласен, что ломография не является правильной дорогой к качественным снимкам.
   Соблюдать правила гармонических сечений можно на статических объектах, причём далеко не всегда. Чаще ситуация требует мгновенной реакции фотографа. О каких сечениях речь? О какой экспозиции? "Тушку" - на автомат, как и резкость, режим - на серию, кнопку - в упор! Лишь бы убегающий объект хоть как-то попал в кадр. Естественно, в таких ситуациях ломография работает, но фотограф, зная правила композиции, пытается скомпоновать гармоничный сюжет.
   С неподвижными объектами дело проще. Можно не торопиться, сделать серию снимков. Фотография, представленная на конкурс, выбрана более чем из 400 снимков. Это две фотосессии по два часа.
   На практике даже статический объект не получается подчинить правилам гармонических пропорций. Это не кошечка под скамейкой из цитируемой статьи. Что должно попасть в характерную точку? Глаз, нос, книги, одуванчик? Уверен, что в такой ситуации только серия снимков позволит выбрать более-менее приемлемое решение. Но выбранное решение будет очень субъективным. Что нравится одному, то может вызвать критику у другого. За примером далеко ходить не надо. На конкурс была представлена фотография с белыми одуванчиками, потому что я автор, последнее слово было за мной. Но фотомодели (студентке) понравилась другая фотография, сделанная неделей раньше, на первой пробной фотосессии. Эту фотографию она разместила на сайте конференции в городе Троицке (Москва) летом 2013 года. Это урезанный квадрат оригинала фотографии. О каких пропорциях можно здесь говорить? Но она автор, ей понравилось.
   
   Я готов обсуждать первую фотографию, с белыми одуванчиками. Аппаратура простая. Зеркальная камера начального уровня Nikon D3100 с объективом NIKKOR AF-S DХ VR 55-200mm f/4-5,6G IF-ED. Кроп-фактор 1,5. Фокусное расстояние при съёмке было 190 мм, эквивалентное фокусное расстояние 385 мм. Диафрагма f/5,6, выдержка 1/100 с. ISO 100. VR - ON, регулировка ГРИЗ ручная. Баланс белого на автомате для дневного света сработал хорошо. По-моему, всё указал. О ГРИЗе скажу несколько позднее. Сначала о выдержке. Грубое правило требует ставить знаменатель выдержки равным фокусному расстоянию в мм. Более этого значения нельзя, будет "трясучка". Следовательно, выдержка нужна 1/400 с. Теперь о сюжете. Это что? Портрет? Портретом на этой фотографии даже не пахнет. Быть может, это пейзаж? А при чём здесь модель-студентка? Сюжетная съёмка определяет режим аппаратуры. В задуманной фотографии сюжет лежит между портретом и пейзажем, то есть между двумя противоположностями. Пейзаж требует максимально закрывать диафрагму, а портрет - открывать её как можно шире, вплоть до f/1, порой даже более. Решено было установить f/5,6. Для такой диафрагмы не хватало двух ступеней выдержки. Темно. Светосила объектива маленькая. Аппаратура-то простая. "Тушка" с двумя "пушками" обошлась всего в 25 тысяч рублей. Выдержку надо было увеличить. Хорошо, что на объективе есть VR. Включил, смело добавил ступень выдержки, получил 1/200 с. Всё равно мало. Хорошо, что есть штатив под мышкой. Не надо лениться таскать его всюду с собой. Иначе придётся к стене или к столбу прислоняться. А если нет столба? Ну, получится "мыло". "Тушку" - на штатив. Ещё ступень. Ура! 1/100 с. Правда, кнопку нажимать надо плавно-плавно, не дыша. В окне всё прыгает даже от машины на дороге. Но это уже мелочи. Зачем такое фокусное расстояние? Ведь есть второй объектив 18-55 мм. Да есть. На нём отрабатывались черновые компоновки сюжета. Это когда фотограф крутится рядом с моделью. Покрутился - всё! Пора отойти от девочки метров на 5-10. Зачем? Во-первых, чтобы не получить нос, как картофелину. Во вторых, чтобы убрать дисторсию. Объектив-то - переменнник, а не портретник. Сразу даст "бочку". А Фотошопом я не пользуюсь, потому что участвую в номинации конкурса "фотография", а не "коллаж". И вообще, считаю, что правила конкурса надо строго оговаривать: снимок без обработки, с обработкой, с обрезанием и т.д. Отошёл от девочки. Что делать с ГРИЗ? Второе противоречие. Портрет требует наводить по лицу, как правило, по глазам. И что? Получить на фотографии кучу прыщей и волосков? Нет, девочку надо уводить из центра ГРИЗ. Книги - тоже вон оттуда, не их снимаем, а мысли человека над книгами! Пейзаж хочет видеть растения. После многих снимков появилось решение - ни по тому, ни по другому центр ГРИЗ не наводить. Это не портрет и не пейзаж. Но по воздуху резкость тоже не очень удобно наводить. Спасла травинка перед лицом. Вот центр ГРИЗ! Вот так работали два дня по два часа с перерывом в неделю. За это время жёлтые одуванчики стали пухом, появились новые мысли.
   Что не успел сделать? Какие недостатки?
1) Не успел попробовать центр ГРИЗ за девочкой. Дальняя ГРИЗ по размеру больше, чем передняя. Быть может, удалось бы что-то поймать необычное.
2) Так мне и не удалось сделать снимок девочки через одуванчик. Торопилась. Убежала, искусанная муравьями и комарами. Снимали-то рядом с болотом. Теперь до следующего года.    
   Обидно, потому что только-только у меня начали получаться снимки через пух и паутину. Но теперь есть цель на следующую весну, когда Екатерина Александровна будет заканчивать дипломную работу по кафедре "Пожарная безопасность зданий и сооружений" Московского государственного строительного университета. Хорошо поработал с девочкой. Не напрасно два года назад я поставил зачёт по математической физике ей и Дарье Павловне. Но о второй студентке отдельный разговор, который не касается этого конкурса.
   На сегодня всё. Завтра подведение итогов конкурса. Если специалисты не отобьют охоту критикой, то не сотру эту заметку и расскажу об истории этой фотографии. Ведь до "одуванчиков" было ещё две зимние фотографии, о которых пока молчу.
Лебедев Владимир Валентинович. 26 августа 2013 г.
         Продолжаю.
     Подвели итоги фотоконкурса. Никакое призовое место моя фотография не заняла. Обидно, но мне достаточно было при просмотре фотографий на экране возгласа из зала: "Какая хорошая девочка!" Фотографии победителей обещали опубликовать на сайте ВМК МГУ или Летней школы учителей информатики МГУ. Пока я эти фотографии на сайте не видел, только в зале. Будут - перетащу сюда. А пока хочу показать то, что опубликовано в журнале "Потенциал" №07 за 2013 год (математика, физика, информатика) на страницах 64-70. Ничего удивительного из этой статьи я для себя не открыл. Будучи во 2-м классе, руководитель фотокружка обучал нас этим "хитростям". Только сеток было побольше. Отмеченную автором спираль, честно говоря, не помню, да и никогда ей не пользовался, и не буду пользоваться. Помню, что говорили ещё о четверти, о вписанной окружности. Но итог занятия был чёткий: "Дети! Никаких линеек. Приблизительно. Со временем научитесь. Пользуйтесь треть-сеткой, не промахнётесь. А если главный объект сдвинете чуть ближе к середине, то получите "золото". Диагонали - это движение. Не помещайте главный объект в центр". Ну, уж если автор вспомнила эти сетки, то я решил проверить свою интуицию и знания почти полувековой давности. Вот 4 сетки из упомянутой статьи на моей фотографии.

Это треть-сетка. Это та реальная сетка, которую даже начинающий фотограф в состоянии выдержать. Главный объект надо помещать в один из четырёх узлов, то есть в точки пересечения линий. Верхний левый узел - "самый простой". Сомневаешься - объект в него. Другие три узла передают настроение. В фотокружке нам говорили о правиле горы для передачи настроения. Верхний левый узел - готов сбежать с горы, правый нижний - сбежал с горы, левый нижний - готов лезть в гору, правый верхний - ух, влез в гору. Конечно, это всё условно. Исключений больше, чем правил. Но этой основой я пользуюсь, не подводит.

Это золото-сетка. В главном узле теперь не ухо, а щека. Что ещё надо? Конечно, никакими линейками не пользовался. Просто чуть-чуть сдвинул личико от трети вправо и вниз. Практически точно попал в "золото". Упавшие (с горы) ручки в нижнем правом узле, а книги, в общем-то, и не читаются, не в них суть.

Это треугольник-сетка. Опять и головка и ручки в узлах. Первая сетка-треть отлично работает.

Это диагональ-сетка. Естественно, по диагонали сверху вниз и справа налево. Как книгу читаем, туда всё и движется. И голова склоняется, и книжечки приходится поддерживать. Японцы читают по-другому, у них, наверное, другие ассоциации. Но мы-то люди русские, по-русски и мыслим, и выражаемся, особенно когда с чем-то не согласны.

     Предлагаю читателям судить эту фотографию. Я уже занят другим сюжетом.
     Долг помню, фотографии победителей выложу как цитаты, если появятся.
     Какие-либо комментарии на своём сайте запрещаю, только по почте.
     
     Итог Летней школы для учителей информатики - пара сертификатов и подписка на журнал "Потенциал". Вообще-то, всех учащихся нашего Центра надо обязать подписаться на этот журнал. Стоимость 1080 рублей на год, немного. Но польза громадная. Подумаем, обсудим.

     

В.В.Лебедев.   30 августа 2013 г.



Категория: События | Добавил: Vladimir
Просмотров: 1170 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/40
Поиск

Copyright MyCorp © 2024