Четверг, 16.05.2024, 21:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр физико-математического образования

Категории раздела
События [709]
Так мы работаем!
Для студентов [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Архив событий (с файлами)

Главная » Файлы » События

Всероссийская научно-практическая конференция им. Ж.Алфёрова. Санкт-Петербург, 4-6 ноября 2023 г. Экскурсии. 3 ноября.
26.12.2023, 17:08

     Всероссийская научно-практическая конференция им. Ж.Алфёрова. Санкт-Петербург, 4-6 ноября 2023 г. Экскурсии. 3 ноября. Утром Кики почувствовала недомогание, поэтому сразу после завтрака в кафе "Север" была отправлена в гостиницу. Завтра быть здоровой! Другие путешественники побывали в Государственном Эрмитаже. Вечером успели зайти в Николо-Богоявленский морской собор и в Казанский собор. Около десяти вечера на Московском вокзале встретили Василюню и Лесю, приехавших в Санкт-Петербург только на два дня конференции. В гостинице перед сном провели репетиции докладов. Составили и обсудили план работы на следующий день. Начинается выполнение главных обязанностей. Но при этом мы никогда не забываем об экскурсионной программе. Завтра открытие Алфёровской конференции! На вечер запланировали основное внимание уделить Лесе, впервые приехавшей в Санкт-Петербург.

 

Главным событием этого дня стала вечерняя встреча двух учениц нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки". Василюня и Леся приехали в Санкт-Петербург только на два дня работы Алфёровской конференции, даже на подведение итогов не останутся, покинут город накануне, 5 ноября, сразу после докладов. Конечно, это не очень удобно и не совсем хорошо. Но, как говорится, на безводье и рак - рыба. Важно то, что все финалисты прибыли на Алфёровскую конференцию, готовы выступить перед членами научного жюри, бороться за победу в конкурсе и начать знакомиться с Северной Столицей. За два дня пребывания на берегах Невы, тем более, за два напряжённых рабочих дня, мало что получится посмотреть. Но хотя бы Неву Леся увидит, главные памятники и улицы города. Постепенно наверстаем упущенное. Лишь бы у школьницы интерес к научной работе не пропал. Около десяти часов вечера наша дружная и очень шумная группа начала работать в течение двух суток в полном составе - это главное!

 

Для самых любопытных путешественников в этот день была организована экскурсия в Государственный Эрмитаж. Школьники поняли, что шесть часов в главном музее России - это очень мало, впрочем, как и пять раз по шесть часов. Но путь в яркие залы освоен, теперь дело за самими школьниками. Цуна и Брусника впервые побывали в Эрмитаже. Им была представлена полнейшая самостоятельность ориентации в большой схеме расположения залов с указанием обязательных для посещения мест. Попрыгуша и я уже бывали в этом музее, поэтому сразу определили не совсем обычный маршрут обхода залов. Ближе к вечеру все собрались, никто не потерялся, восстановили силы в столовой, а потом ещё два важных храма успели посетить: Николо-Богоявленский морской собор и Казанский собор.

 

Даже не берусь вспомнить, сколько раз я уже побывал в Эрмитаже, начиная с обучения в школе. Но всегда посещение Зимнего дворца занимает первые строчки в планах похождений по Санкт-Петербургу. Правда, я часто предпочитаю сначала в Русском музее побывать, то есть в Михайловском дворце, но Дворцовая площадь влечёт ничуть не меньше, чем Площадь искусств. С Попрыгушей ходить по музеям - сплошное удовольствие! Никакой спешки и суеты!

 

Попрыгуша тоже была рада пять-шесть часов путешествовать по ярким залам, организовав очередную интересную экскурсию под названием "Светильники Эрмитажа".


Утренний распорядок этого дня не отличался от общепринятого ранее планирования. Будильники запищали в восемь часов утра одновременно с моим очень деликатным стуком в двери гостиничных номеров. Прогулка накануне до трёх часов ночи к разведению Большеохтинского моста сказалась на утренней бодрости учеников. Однако ни о каком изменении плана работы, даже малейшем, не могло идти речи. Расширить план - пожалуйста, сократить - ни в коем случае! Единственное послабление было сделано на утренние сборы в дорогу. Не полчаса, а пятьдесят минут. Дело в том, что лучшее кондитерское кафе "Север" на Суворовском проспекте открывается в девять часов утра. Как только дверь желанной всеми столовой распахнулась для посетителей, мы сразу вошли в зал первыми посетителями, удивив работников. Сразу были сделаны заказы. Кики почувствовала недомогание с самого утра. Даже на завтрак не хотела пойти. Потом, всё-таки, удалось убедить школьницу запастись утром энергией, а потом хоть до самой ночи лежать в гостиничной кроватке, поправляться и готовиться завтра быть бодрой и дееспособной, чтобы пойти на открытие Алфёровской конференции. Для Кики был выбран какой-то салатик, дополненный вкусным пирожным. С другими учениками проще, потому что в любое время можно заскочить в ближайшую столовую и восстановить упадок сил. Завтрак в кафе "Север" занял менее получаса. Потом было решено проводить Кики обратно до ворот гостиницы, а другим путешественникам отправиться в сторону Дворцовой площади. Все помнили о главной экскурсионной задаче этого дня. Государственный Эрмитаж давно ожидал неугомонных путешественников. Кики очень сожалела, что не может выдержать долгую экскурсию по бесконечным залам главного музея страны. Но работа важнее. Мы приехали для научных докладов, поэтому все должны быть в рабочей форме и с прекрасным настроением.

 

В половину десятого наша дружная и очень шумная группа вывалилась из кафе "Север" поблагодарив работников и обещая ещё не раз наведаться, благо расположение очень удобное, в двух минутах пути от гостиницы. Кики поднабралась сил, даже с нами в Эрмитаж хотела пойти. Но здоровье важнее! Позднее побывает в этом музее. Сначала - поправиться, а потом будем обсуждать экскурсионные планы. На том и порешили. Ровно сутки были в распоряжении недомогающей красавицы, чтобы восстановить здоровье и предстать перед членами научного жюри бодрой и уверенной в своих силах. Только в гостиницу! В кроватку! Поправляться! До обеда энергии завтрака вполне хватит, кое-какой пищей девочка запаслась, а к ночи мы принесём ещё что-нибудь съестное.

 

В половину десятого Кики с сожалением взглянула на группу путешественников, отправляющуюся в Эрмитаж, помахала ручкой из-за решётки ворот гостиницы, нажала кнопку звонка входной двери и пошла лечиться. Другие путешественники направились обратно к троллейбусной остановке на Суворовском проспекте, расположенной рядом с кафе "Север", из которого мы только что вышли. Маршрут был составлен накануне. Едем по Суворовскому проспекту, сворачиваем на Невский проспект смотрим в окно троллейбуса на достопримечательности, выходим на Дворцовой площади перед Зимним дворцом. Нас смущали только какие-то надуманные сеансы посещения музея, на которые надо регистрироваться на компьютерах. Надуманные так, как была вымышлена какая-то эпидемия, во время которой, да и после неё, наступил рай для клерков. Мы решили никакую электронную регистрацию не выполнять. Получится зайти в Эрмитаж - хорошо, нет - пойдём на другие экскурсии. В Санкт-Петербурге есть что посмотреть!

 

В одиннадцатом часу наша сокращённая группа путешественников вышла из троллейбуса на Дворцовую площадь. Цуна и Брусника впервые увидели это символическое место Северной Столицы. Попрыгуше округа хорошо знакома, но всё равно сюда можно приходить много-много раз. Время позволяло никуда не торопиться. Диковинок вокруг столько, что до вечера можно перечислять и обходить достопримечательности Дворцовой площади. Александровская колонна требует отдельного разговора, но к ней мы решили не подходить, экономя время. Арка Главного штаба хорошо видна, но и под ней мы не погуляли во время этого посещения Северной Столицы. А ведь именно под ней находятся первые уличные часы города, которые повесил Дмитрий Иванович Менделеев. Левее Арки Главного штаба начинается Миллионная улица с гранитными Атлантами, исполняющими желания второй раз побывать на берегах Невы. Рядом переход к Музею квартире Александра Сергеевича Пушкина. В обилии таких знаменательных мест и названий мы решили пока не отвлекаться от главной цели путешествия, а потому направились к входу в Зимний дворец со стороны Дворцовой площади. Только так можно зайти в главный музей России.

 

Во дворе музея сразу бросилась в глаза очередь к кассам. Точнее, две очереди, справа и слева от входной двери. Допуск посетителей охранники разрешали  только в строго отведённое время. Но если есть электронный билет, то можно пройти без очереди, но, опять-таки, только на определённый сеанс. Короче, и в музеи внедрились клерки-клопы и клерки-тараканы. Иными словами, кровососы! Казалось бы, что может быть проще? Зашёл, купил билет, ходи, смотри, наслаждайся, пока ноги держат. Так было когда-то, но сейчас всё по-другому. Надо же показать клеркам свою необходимость перед вышестоящими шишками. Кажущуюся необходимость, потому что всё равно все посетители были допущены в здание музея. Зачем тогда нужны какие-то надуманные ограничения? Это риторический вопрос, на который отвечать не нужно, потому что истина лежит на поверхности. Минут через десять мы оказались в музее. Даже не помню, какие льготы сохранены. По-моему, никаких. Точно помню, что раньше школьники, студенты и пенсионеры проходили в Эрмитаж бесплатно. В этот раз что-то пришлось заплатить. Кому и сколько - этого даже вспоминать не хочу. Важен факт отрицательного отношения к нововведениям властьимущих. Увеличение жадности - это закон развития любой коммерческой фирмы, в какую, увы всё более и более превращается Государственный Эрмитаж. Однако, после подъёма в развитии любой организации наступает резкий спад, яма, пропасть. Хорошо, если он будет лояльным! А если болезненным, принесённым снаружи? Сейчас это никого не волнует, ибо преследуются совершенно другие цели - как можно больше успеть хапнуть, а потом тихонечко уйти в тень. Вот только даже сухая травка в тени частенько выжигается после весеннего солнечного озарения округи. Поживём - увидим. Пока мы рассуждали о том, что было раньше и что есть сейчас, подошла наша очередь. Вошли в музей, сразу прошли к кассам, купили билеты, направились в гардероб, поспешая, чтобы не терять драгоценные минуты.

 

Куртки и сумки были быстро сданы в гардероб. Свободные места были. Зачем ввели ограничения на входе в Эрмитаж? Как только школьники стали готовы к экскурсии, руководство ими взяла Попрыгуша. Студентка уже была в этом музее, знает все правила, поэтому советы были очень ценными. Через контролёров прошли быстро, но потом ни в коем случае не нужно торопиться подниматься по Иорданской лестнице в первые залы. Сначала следует подойти к специальной стойке и обязательно взять схему расположения музейных комнат. Каждая комната имеет свой номер. Каждый этаж Зимнего дворца представлен отдельным рисунком. Если кто-то потеряется, то по телефону надо назвать номер комнаты, а потом терпеливо ожидать, когда мы придём на помощь и выручим бедолагу. А ещё такая схема очень помогает осмотреть главные достопримечательности Эрмитажа. Я всегда рекомендую небольшой перечень, где каждый посетитель должен побывать, особенно если он впервые зашёл в Зимний дворец, как Цуна и Брусника. Надо посмотреть Часы-Павлин, Лоджии Рафаэля, комнату, где арестовали Временное правительство, хорошо бы в Египетский зал заглянуть, Галерею портретов Героев Отечественной войны 1812 года нельзя обойти вниманием, Георгиевский зал обязательно нужно посетить... Обойти все музейные комнаты не получится, хотя при первом посещении громадного музея желательно как можно обширнее охватить взглядом представленные экспозиции, чтобы потом, при следующих экскурсиях, планировать похождения более детально. Минут пять ушло на разъяснение схемы Эрмитажа. Цуна и Брусника поняли, что эта схема постоянно должна быть в руке и почаще подноситься к глазам. Эрмитаж - это не Строгановский дворец! Там по кругу даже не спеша можно вполне за час пройти все выставки, а здесь по многим кругам нескольких связанных зданий и этажей можно бродить с утра до самого закрытия, когда смотрители залов начнут торопить задержавшихся посетителей к выходу. Такое с нами тоже бывало. Честно говоря, вечернее посещение Эрмитажа мне нравится намного больше, чем утренняя толпа. Но далеко не всегда план работы наших замечательных учеников позволяет свободно выбирать время экскурсий. В этот день только утром мы могли попасть в Зимний дворец, зайдя в него в одиннадцать часов и выйдя не позднее семнадцати. Больше шести часов не выдержать! Самая рациональная продолжительность экскурсии, конечно, составляет два-три часа. Однако наши путешественники очень жадные до хороших впечатлений. Ну. а если вошли в Эрмитаж, то меньше шести часов лучше даже не планировать. Помню, один раз и восемь часов гуляли по залам, но зато потом вышли обессиленными. В этот раз мы договорились, что разделимся на две группы, но приблизительно в три часа дня обязательно встретимся и уточним дальнейший график деятельности. Вот так, держа перед глазами схемы Эрмитажа, мы разошлись двумя группами, каждая преследуя свои интересы.

 

Иорданская лестница стала местом расхождения двух наших групп. Дело в том, что обычно посетители Эрмитажа сразу стремятся взойти по красной ковровой дорожке, гостеприимно приглашающей каждого шагать наверх яркостью своего цвета. Как бык бежит за красной тряпкой! Естественно, на широком просторе Главной лестницы Эрмитажа происходит остановка, фотографирование, удивление, осмотр архитектуры и интерьера в стиле барокко. Потом начинаются переходы из зала в зал на втором этаже. Попрыгуша уже накопила опыт посещения Эрмитажа, у меня он ещё больше. Наверное, раз двадцать я уже бывал здесь. Может, пятьдесят. Даже считать не берусь! Помню, что, обучаясь в Военном инженерном институте имени Александра Фёдоровича Можайского, я частенько заходил в этот музей, причём с каждым разом всё более целенаправленно, а потому на час-полтора. Иными словами, опыт у меня и Попрыгуши есть, поэтому заранее стало ясно, что на втором этаже будет столпотворение. Но школьникам, впервые попавшим в Зимний дворец, обязательно надо увидеть главные залы. Вот мы их туда и отправили, а сами решили начать экскурсию не по правилам, с первого этажа, с Египетского зала, то есть шагать против традиционного потока экскурсантов. Как запланировали, так и сделали! Оказалось, что не ошиблись.

 

На Иорданской лестнице Попрыгуша ещё раз проинструктировала Бруснику и Цуну, показала правила пользования схемой, уточнила расположение рисунков на красочном буклете, а потом показала школьникам рукой вверх по красной ковровой дорожке: "Вперёд!" Не заблудятся! Все гардеробные номерки у меня в кармане, поэтому в крайнем случае, если отключатся телефоны, встретимся на скамеечках у выхода из музея. Помахав ручками Цуне и Бруснике, я и Попрыгуша не стали подниматься по Главной лестнице Зимнего дворца, а, напротив, зашагали вниз. Как и планировали, мы начали осмотр экспозиции с залов Египта, Месопотамии, Рима и Греции. Попрыгуша не ошиблась в составлении плана. Эти залы посетители обычно оставляют напоследок, а потому часто до них ноги не доходят, не говоря об уставшем  и рассеянном к окончанию экскурсии внимании. Коль так, то эти музейные комнаты должны быть свободными. Именно в эту свободу и простор мраморного окружения мы спустились, радуясь затишью после входного шума и слишком переорганизованного допуска посетителей в музей. Обстановка просторных и свободных залов призывала никуда не торопиться, почаще отдыхать на мягких скамеечках, обсуждать увиденное, запоминать самые важные крохи новых знаний. Нельзя объять необъятное, но что-нибудь самое важно всегда можно отложить в памяти. Например, меня постоянно привлекают древности и зарождение культуры. С удовольствием я всегда захожу в залы, где представлены экспонаты постепенного превращения человека в разумное существо. Очень интересно смотреть на осколки камней для изготовления скребков, потом топоров, позднее наконечников для стрел. Но ведь это всё нудно для добывания пищи, тогда как рядом обязательно лежат бусинки, колечки, браслеты. Украшения не нужны для поддержания сил, но необходимы для хорошего настроения. Следуя советам первобытных людей, я постоянно призываю наших замечательных учеников не только основную работу выполнять, но смотреть дальше и вперёд, расширяя кругозор и повышая эрудицию. Именно поэтому мы приехали в Санкт-Петербург за три дня до начала Алфёровской конференции, а уедем через день после её  завершения. В Северной Столице столько диковинок, что неделя - это миг, за который можно увидеть только кончик иголочки. Ну, а что говорить о Василюне и Лесе, которые в это время уже ехали в поезде, нагоняя нас? Двух учениц мы встретим сегодня поздно вечером, а послезавтра опять посадим на поезд, но уже обратный, в Москву. С такими мыслями Попрыгуша и я начали бродить по Эрмитажу, оставив на некоторое время без внимания главные залы на втором этаже здания.

 

Перед витринами с древностями можно стоять сколь угодно долго! Только-только, совсем недавно, Попрыгуша упоминала в своём научном докладе о зарождении письменности в Месопотамии пять тысяч лет назад. Теперь студентке представилась возможность посмотреть на эту самую письменность, на настоящие глиняные осколки, испещрённые символами для передачи мыслей. Чем не подтверждение доклада? Обычно школьники и студенты, получив задание от учителя или преподавателя, просто находят в Интернете подобные картинки, а здесь дело совершенно другое! Намного интереснее посмотреть не на картинку, а на исторический экспонат, сфотографировать его с разных ракурсов, потом подойти к плакату, ознакомиться с содержанием, понять смысл древнего послания, после чего можно смело отвечать на вопросы слушателей или членов научного жюри. Практическое занятие всегда должно дополнять теорию для большего убеждения научного сообщества. Здесь такая возможность появилась, поэтому экскурсия стала не только развлечением, но и продолжением научной работы студентки. Так всегда получается! Трудно понять, где заканчивается работа, и где начинается развлечение с отдыхом. При этом неизменным и главным остаётся основное содержание любого вида деятельности, связанное с постепенным совершенствованием личности.

 

Интересные экспонаты заставляют задержаться и понять их смысл. Обычный для нашего понимания груз для рыболовной сети оказывается очень сложным изобретением для того времени. Камень, пусть даже осадочный, мягкий, надо сначала отколоть, потом придать заготовке округлённую форму, наконец, выдолбить канавку для закрепления верёвки. То что обычно для нас, в древние времена было далеко не элементарно, но необходимо для существования человека. При этом очень часто даже  на простом камешке проступает нанесённый давным-давно узор, пусть даже простейший. Настоящие экспонаты всегда привлекают внимание сильнее, чем картинки или фотографии, а краткие музейные пояснения заставляют посетителей задержаться у витрины, часто забывая о времени.

 

Чем дальше мы шагали по залам первого этажа, тем сильнее убеждались в правильности решения начать экскурсию именно отсюда, против основного потока посетителей. Да и посетителей в этих залах почти не было. Музейные смотрители спокойно отдыхали на стульчиках, почти не поглядывая в сторону двух откуда-то появившихся экскурсантов. Но два экскурсанта никуда не торопились, по несколько раз обходили каждый зал, задерживались у того, что им бросилось в глаза, что заинтересовало. Интерес - это движущая сила познания. Не одарённость, о которой сейчас кричат на каждом шагу. Все детки всех чиновников сразу стали одарёнными, как только выучили и законодательно закрепили это слово! Но почему-то, властьимущие предпочитают скромно умалчивать об интересе учеников в процессе познания. Помню, в моё время были Дома пионеров, куда школьники, не обязательно пионеры, приходили строго по своему интересу. Например, я во втором классе записался в фотокружок, в пятом - в кружок "Юный натуралист", и почти сразу переключился на авиамоделизм, которым занимался до окончания школы, пока не поступил ВУЗ, да и в нём тоже продолжал работать в этом направлении. Увы, теперь никто не спрашивает школьников об их интересах, а просто дают команду сверху, от директора школы или свыше: "Заполнить "Кванториум" контингентом 150 человек!" Вот и заполняют. Зачем? Чтобы те же самые властьимущие повесили на своих деток ярлыки одарённости, всплывшие в организованных ими же "сириусах", "квантиках", "кубиках" и "домиках коллабораций". Сейчас никому не нужна заинтересованность учеников предметной областью. Умными особо не поуправляешь! Умные слишком часто спрашивают: "Зачем?" Вот и появляются кучи академий государственных служащих с целью создания оторванных от интересов учеников организаций, лишь бы массы не возмущались, а восторгались модными словечками, сулящими выбиться наверх с нарисованной красочной дипломной бумажкой о полученном, якобы, образовании, то есть, как теперь модно говорят, подняться в социальном лифте. Ну, а совпадение интересов - это мотивация сторон к деятельности. Вот так на практике Попрыгуша стала применять полученные знания. Заинтересовалась - не оторвать! Никаких социальных лифтов, то есть полнейшего пустословия, не нужно.

 

В Эрмитаже смотрители залов внимательно следят, чтобы посетители не прикасались к экспонатам. Сохнанность требует! Но некоторые вещи трогать не только можно, а даже рекомендуется. Специально для слепых и плохо видящих людей есть копии скульптур. Для зрячих такие копии тоже очень нужны, потому что можно подойти, потрогать выступы и впадины, а потом постараться понять, как скульптор смог из единого камня-монолита вырезать такое изваяние. Это не мягкая глина! Другая скульптура заинтересовала уже не столько Попрыгушу, сколько меня. Герой сдавливает змею! Молодец! Именно так нужно душить, давить, топтать, бить, разрывать, пилить пилами, разрубать топорами, колотить молотками этих чёрных ядовитых тварей! Слава Богу, одну такую Змеессюкуссикуссяку мне удалось победно выгнать из стен лаборатории нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки"! После такой важной победы я с удовольствие смотрю на подобные действия древних героев и осознаю себя среди них. Впрочем, Попрыгуша не позволила мне долго изливать такие патетические мысли, отвлекая от преодолённого негатива к предстоящим просторам музейных залов и ярким, добрым экспонатам, подальше от темени, злости и черноты вида и мыслей поверженных тварей, шипящих и плачущих в своём бессилии против сил добра, света и прогресса... Не дала завершить! Утащила в следующий зал Эрмитажа. Надо будет вернуться и подольше поразмыслить над тёмными пятнами нашего бытия.

 

Напоминание о прошлом плохом настроении сразу улетучилось, когда Попрыгуша перевела меня в яркие и очень светлые залы. С возгласом: "Свет всегда низвергает темноту и черноту!" - я забыл о минувшем плохом, настроение сразу подпрыгнуло выше "Александрийского столба" на Дворцовой площади, простор и свобода музейных залов порадовали, а новые диковинки вернули к размышлениям о научно-исследовательских работах школьников. Древняя письменность - это интересно для Попрыгуши. Но меня заинтересовал древний орнамент. Ну, и кто сказал, что символика фашистов оригинальна? Ничего нового в её начертаниях нет. Если не верите, смотрите на древнее сооружение. Такой экспонат очень важен для нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки", потому что скоро, через три недели, нам предстоит отправиться в Казань на Всероссийскую школу-конференцию студентов, аспирантов и молодых учёных "Материалы и технологии 21 века 2023". По Казани обязательно будет проведено множество экскурсий, и одна из них планируется в Музей художника Константина Алексеевича Васильева. В картинах этого живописца тоже есть древняя симолика славян, которая касается темы исследования нашей ученица, правда, пока только-только планируемого, и даже слегка начатого. Оказывается, не нужно высасывать из пальца темы работ. Так поступают только в "сириусах", "кванториумах", "квантиках", "кубиках", "домиках коллабораций" и подобных им, надуманных клерками, воровских организациях. Почаще заходите в музеи - столько мыстей и тем для научных исследований появится, что эти самые "сириусы", "кванториумы", "квантики", "кубики" и "домики коллабораций" осядут в отстое самой грязной канализации, откуда их никто даже не попытается вытащить из-за зловония и зла, какое они натворили. Крошечные школьные и студенческие кружки намного полезнее воровских надуманных монстров типа "сириусов" и "сколковых". Здесь, в светлых залах Эрмитажа, новые идеи и мысли не то что появляются на каждом шагу, а начинают переполнять память. Хорошо, что фотоаппарат всегда помогает мне зафиксировать самое важное, как этот древний орнамент.

 

Камни-самоцветы всегда привлекают всех подряд. Нет человека, равнодушного к их переливам, отблескам и цветам. И не важно, находится самоцвет в колечке или охватывает громадную вазу. Посмотрев на очередную диковинку Эрмитажа, я только теперь, позднее, после экскурсии, осознаю существенный промах в нашем планировании. Мы не подошли к Большой Колыванской вазе. Как говорится, слона-то я и не приметил! Я забыл о таком чудо-экспонате главного музея России. Попрыгуша тоже не вспомнила. Ну, а Брусника и Цуна пришли в Эрмитаж впервые, поэтому даже предположить не могли о существовании громадной известной достопримечательности. Где ошибка, там и её исправление. Во время следующего путешествия в Санкт-Петербург обязательно подойдём к желанному изваянию, обойдём его, подлезем под него, потихоньку потрогаем, полюбуемся и запомним. А пока приходится довольствоваться намного более скромными размерами, но ничуть не меньшей привлекательностью изделий мастеров-камнерезов.

 

Особо строгого порядка в следовании по залам Эрмитажа мы не соблюдали. Что понравилось, туда идём! Попрыгуша захотела побывать на выставке предметов Восточной культуры - сразу повернули туда. Вспомнили о большой Малахитовой вазе - вернулись обратно. Даже схемой расположения залов мало пользовались! Значит, Эрмитаж стал нам более-менее знаком. Вот только, по-моему, раньше рядом с Малахитовой вазой стояли скамеечки для отдыха посетителей, а теперь их нет. Впрочем, не ручаюсь за точность такого суждения, могу ошибаться, надо будет исторические фотографии прошлых наших экскурсий посмотреть, но сейчас для этого, как обычно, не хватает времени. Намного сильнее меня привлекали древние технические устройства, в том числе макет тележки. Вполне возможно, что такое устройство пригодится для учеников нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки" в качестве аналога или прототипа. Ну, а Попрыгушу привлекли восточные премудрости, в которых я ничего не понимаю.

 

Посмотреть на Большую Колыванскую вазу мы забыли, но под меньшим изваянием Попрыгуша посидела. Забыли о важном экспонате, наверное, потому, что оба увлеклись необычным направлением самостоятельной экскурсии - громадными люстрами и светильниками. Сколько раз я заходил в Эрмитаж, честно говоря, не особо обращал внимание на такие предметы. А Попрыгуша обратила! Вот уж, действительно, неиссякаемая кладезь знаний! Как только головы и глаза единожды поднялись к росписям плафонов, потом в каждом зале начиналось изучение и обсуждение необычных предметов прикладного искусства. Даже о полотнах знаменитых мастеров позабыли, путешествуя по длинным переходам Эрмитажа.

 

В знакомых мне залах остановка была более длительной. Хорошо помню, что когда-то я увлёкся камеями. Даже не один раз заходил в Эрмитаж в строго определённые залы. Не знаю как сейчас, но в своё время работала специальная выставка "500 камей". С такими украшениями связано много легенд и хитростей мастеров, изготовивших маленькие каменные портреты. Например, камни сард и оникс подобны кошке и собаке, чёрному и белому, положительному и отрицательному. Это полнейшие противоположности. Но почему же тогда мастера очень часто применяли эти два камня, сросшиеся во время вулканической активности Земли? Долго можно об этом спорить. Где-то что-то можно почитать, поискать информацию. Я тоже так поступил, а потом составил собственное мнение, передать которое нет возможности на кратких страницах этого повествования. Зато теперь, проходя мимо любого стенда с камеями, даже мимо отдельной подвески и кольца, я всегда останавливаюсь рассматриваю, читаю о камне и нахожу подтверждения своим предположениям. О больших каменных изделиях тоже можно размышлять очень долго. Большая Малахитовая ваза, наверное, изготовлена не из цельного монолита. Вчера лучшая экскурсовод Исаакиевского собора Нонна Александровна в очередной раз повторила нам рассказ о Малахитовых колоннах центрального алтаря храма. Чугунные они внутри! Но снаружи облицованы пластинками малахита толщиной не более пяти миллиметров. Нонна Александровна, более сорока лет проработавшая в архиве Исаакия, объяснила такую технологию особенностями малахита. Этот самоцвет очень редко встречается в больших глыбах. А если и находятся такие, то внутри много сторонних включений, как говорят специалисты и мастера-камнерезы, дефектов. Вот и приходится вырезать облицовочные пластинки для ювелирных изделий. А я ещё дополню это предположение прочностью камня. Малахит - очень мягкий материал. Не случайно камнерезы применяли его часто, а гранит чрезвычайно редко. Прочность малахита маленькая, камень не выдержит собственной нагрузки от давления, раскрошится, особенно под высокой колонной. Да и громадная ваза так сильно надавит на самое узкое сечение, что от камня останется только зелёная крошка с оксидом меди два, как говорят химики. Значит, большая Малахитовая ваза тоже, скорее всего, чугунная внутри, но обклеена пластинками малахита. Впрочем, ковырять пальцем музейный экспонат мы не стали, никто это никому не позволит, да и не нужно. Достаточно наслаждаться внешним видом вазы, удивляться изобретательности старинных мастеров и негодовать об исчерпании запасов малахита на Урале. Увы, сейчас на смену уральскому малахиту пришёл яркий заирский, а приглушённые отечественные самоцветы так подскочили в цене, что многим уже не по карману. Обсуждая увиденное, мы невольно задерживались, но не жалели об истраченном времени. Новые экспонаты моментально уточнили план дальнейшего путешествия по Эрмитажу. Как только на картине мы увидели Лоджии Рафаэля, сразу появилось желание лицезреть точную копию этого чуда в Зимнем дворце, но уже не на полотне, а в большом интерьере специально отведённых для этого залов.

 

По Лоджиям Рафаэля обязательно должен прогуляться каждый гость Эрмитажа, сколько бы раз он не приходил в это историческое здание. Просторно, светло, интересно. Несколько раз можно ходить туда и обратно. Сначала статуи осмотреть. Можно на статуях попытаться змей отыскать, чёрных и злых в своей сущности, чтобы чертыхнуться и шарахнуться в сторону от такого страха. Потом интересно найти сюжеты об этих изваяниях. Про чёрную змею я сам могу рассказать, но только не здесь, чтобы не портить настроение и не терять время, а дома, в стенах нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки". Опять можно пройти вдоль длинного помещения, но теперь уже рассматривая стены и потолки с плафонами. Да и к полу интересно глаза опустить. Бесконечно можно ходить туда-сюда и вокруг статуй, но только если пришёл в Эрмитаж целенаправленно, что у нас не получается. Другие залы тоже зовут уделить им внимание. Рыцарский зал мы прошли быстро, хотя здесь постоянно вспоминаем выходку Лизунчика и Сосунчика... Но об этом как-нибудь потом, потому что уже не раз упоминали. Все знают! Умницы! Но поступать так не надо. Постепенно мы приближались к главным залам Эрмитажа. Конечно, условно главным, потому что посетители обычно с них начинают экскурсии.

 

Плафоны, люстры, светильники, канделябры так привлекли наше внимание, что пришлось вернуться в пройденные залы. А когда вернулись, помещения предстали совершенно в другом свете с новым интересом посетителей. Вот так восприятие окружающей обстановки зависит т настроения гостя. Именно поэтому на девизе нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки" значится фраза: "Работаем честно и с добрыми отношениями!" Пока мы гуляли по другим залам, интересующее нас помещение освободилось, толпа посетителей куда-то пропала, а потому радость новизны и спокойствия только усилилась.

 

Каждый светильник - это очередная радость. Я бы назвал тему этой экскурсии "Светильники Эрмитажа". Коль так, то обязательно надо присесть у окна с видом на Дворцовую площадь. Окно - это тоже светильник, но только дневной, естественный. Никакой искусственный свет не сравнится с мощностью Солнца. А если ещё и вид за окном исторический, радостный, то у гостя Эрмитажа тоже будет такое же высокое настроение, как Александровская колонна.

 

Светильники - это хорошо! Однако стрелка часов перевалила за цифру три. Пора подумать о сборе нашей дружной и очень шумной делегации, разделившейся на две группы. Тем более, прозвучал телефонный звонок, означающий опасение школьников потеряться среди бесконечного множества экспонатов и комнат Эрмитажа. Уточнив место нахождения школьников, гулявших всё это время по музейным залам отдельно от нас, мы повернули на встречу с ними.

 

Две группы решили соединиться, но в Эрмитаже - это не очень быстрое дело. По пути Попрыгуша успела зайти в Восточные залы, естественно останавливаясь у всех светильников, какие нам только встречались в залах и коридорах. Такие остановки сопровождались обсуждением конструкции и общего вида каждого произведения искусства, что означало не особо скорое воссоединение двух групп нашей делегации.

 

Как только мы вошли в комнату, где было арестовано Временное правительство, появилась грусть расставания с Эрмитажем. Скоро наша делегация опять будет в полном составе. Это означает, что направимся к выходу из Зимнего дворца.

 

Сбор всех путешественников был назначен на Иорданской лестнице, где две группы разошлись по своим маршрутам часов пять назад. Кто-то кого-то немного ожидал, но очень скоро встреча состоялась.

 

От Иорданской лестницы мы прямиком прошли в гардероб, а оттуда к выходу на Дворцовую набережную. Следующим пунктом нашего плана значился обед, но только плотный, а не в кондитерском кафе "Север". Мы решили перекусить в Столовой №1, но сначала доехать до неё на троллейбусе. Это две остановки по Невскому проспекту от Адмиралтейства.

 

Дорогу перешли на перекрёстке у Дворцового моста. Но как только оказались рядом с Адмиралтейством, всем захотелось постоять у самой кромки воды, рядом с гранитными Львами, у Дворцовой пристани. Захотелось на широту Невы посмотреть.

 

Водные трамвайчики ещё бегали по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Однако ноябрь - не время для такой забавы. Постояв у Дворцового моста, посмотрев на Кунсткамеру на противоположном берегу Невы, мы продолжили выполнение намеченного плана. Такие краткие отступления от маршрута постоянно поднимают настроение путешественников, потому что нельзя предугадать заранее все тонкости и особенности прогулок по городу, особенно по Северной Столице.

 

Уже стемнело, когда мы наспех что-то перехватили в Столовой №1. Наспех, потому что торопились к следующему очень важному объекту общей любознательности, к Николо-Богоявленскому морскому собору. Я знал, что надо выбрать транспорт, следующий по Садовой улице. Попрыгуша по современному компьютерному телефону сразу определила нужный нам номер автобуса, который долго не заставил ждать нашу шумную группу.

 

Очень скоро мы вышли на Набережную Крюкова канала. Это рукотворный канал, о котором можно рассказывать очень долго. Но сейчас, уже вечером, нас интересовал Никольский собор, высокие шпили которого видны издалека.

 

Ну, разве можно оставить без внимания такое замечательное здание, приветливо показавшее нам свои шпили из-за домов и деревьев? Замечательное не только по архитектуре и чудесам, о которых мы узнали вчера от Нонны Александровны - лучшего экскурсовода Исаакиевского собора, но ещё и по знакомому нам сюжету повести "Белые ночи" Фёдора Михайловича Достоевского и одноимённому спектаклю в Кировском драматическом театре 26 октября. Где услышал звон часов Мечтатель? Откуда он мог раздаваться? Только от часов Николо-Богоявленского собора. Других рядом нет. В очередной раз наши знания переплелись с судьбами романтических героев. В храме фотографировать нельзя. Мы зашли, поставили свечи, но не особо задержались, потому что шла служба. Вышли опять на Набережную Крюкова канала, а потом быстро вернулись на Невский проспект. К половине десятого мы должны были встретить Василюню и Лесю, уже подъезжавших на поезде к Московскому вокзалу. Уже телефонные звонки раздавались от красавиц, путешествующих отдельно от нашей группы. Времени оставалось достаточно, чтобы заглянуть в Казанский собор. Заглянули, а потом на троллейбусе доехали до Площади Восстания.

 

В Столовую №1 решили не заходить. Всё равно придётся ужинать всей группой, когда встретим Василюню и Лесю. Коль так, то появилось ещё минут двадцать свободного времени.

 

Походив рядом с Казанским собором, обсудив особенности архитектуры очень интересного здания, оценив труды Воронихина, мы тут же сели на троллейбус и в половину десятого были на Московском вокзале. Василюня и Леся приезжают на поезде в 21:44, минут через пятнадцать. Вот так мы всё успели сделать!

 

Вскоре вдалеке показался прожектор локомотива нужного  нам поезда. На соседнем железнодорожном пути стояли двухэтажные вагоны, которые сразу напомнили Цуне о возвращении из Казани в Москву на таком поезде с Конференции имени Николая Ивановича Лобачевского в марте этого года. Возвращении с победой на конкурсе! Завтра начиналось очередное научное состязание на Алфёровской конференции.

 

Как только поезд остановился, в окне вагона сразу показались довольные личики Василюни и Леси. Встретились!

 

Минут через десять после прибытия поезда, после очередных обнимашек и приветствий, мы уже обходили Московский вокзал справа, взяв курс на Площадь Восстания и знакомую всем Столовую №1. Путешественниц срочно надо накормить! Да и нам не мешало восстановить запасы энергии.

 

Нам проще. Мы недавно покушали в такой же столовой на Невском проспекте напротив Гостиного Двора.



Правда, ученики решили не столько запасы энергии восстановить, сколько морожеными полакомиться.

 

Теперь только Василюня и Леся более-менее плотно ужинали. Сказалось довольно длительное путешествие школьниц в плацкартном вагоне из Москвы в Санкт-Петербург. Во всяком случае, все сыты и довольны - это главное.

 

До гостиницы решили подъехать на троллейбусе. Но всё равно немного надо пройти пешком, естественно, останавливаясь у достопримечательностей. Леся впервые приехала в Северную Столицу, а Василюня была здесь уже не один раз.

 

От Московского вокзала и Площади Восстания мы направились к Суворовскому проспекту, к остановке троллейбуса. Интересные памятники сразу привлекли внимание новых путешественниц, как и наше тоже. Главное - не свалиться с высокой кареты!

 

Очень быстро троллейбус доставил нашу большую и шумную группу до Кирочной улицы, до гостиницы. Оставалось только перекрёсток перейти и нажать кнопку звонка на чугунных воротах большого дома.

 

Одинокая Кики очень обрадовалась прекращению скуки. За день школьница более-менее поправилась, самочувствие улучшилось, а настроение от увеличения команды окончательно отогнало далеко прочь все недуги и напасти. Для нас время было не особо позднее, стрелка часов ещё не добежала до полуночи, поэтому каждый решил повторить конкурсный доклад. Завтра открытие Алфёровской конференции и начало выступлений перед членами научного жюри, поэтому девочкам надо не только речь отработать, но и причёски сделать, поражающие учёных.

 

Василюня и Кики затеяли очередное переселение в другой номер гостиницы, даже на другой этаж. Но такие действия были согласованы с дежурным администратором. Сразу стало видно, что Кики выздоровела.

 

Ну, а мне было приятно сознавать правильность составления графика работы нашими замечательными учениками. Много где успели побывать! А вечером Василюню с Лесей встретили. Так и будем продолжать работать. Вот только разделять делегацию на две группы вряд ли есть смысл. Проще всем вместе путешествовать. Подумаем!

 

     Главным итогом работы за этот день стал сбор в полном составе делегации нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки" для участия в Алфёровской конференции. Все докладчики приехали в Санкт-Петербург! Наиболее любознательные путешественники в этот день посетили Государственный Эрмитаж. Шести часов оказалось мало для такого музея, но больше не было сил. Вечером успели побывать в Николо-Богоявленском морском соборе, как вчера советовала нам Нонна Александровна - лучший экскурсовод Исаакиевского собора. Потом зашли в Казанский собор. Вечерние репетиции конкурсных докладов наши замечательные ученики проводят постоянно. Завтра открытие Алфёровской конференции!

Категория: События | Добавил: Vladimir
Просмотров: 106 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Поиск

Copyright MyCorp © 2024