Четверг, 16.05.2024, 10:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр физико-математического образования

Категории раздела
События [709]
Так мы работаем!
Для студентов [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Архив событий (с файлами)

Главная » Файлы » События

Всероссийская научно-практическая конференция им. Ж.Алфёрова. Санкт-Петербург, 4-6 ноября 2023 г. Отъезд. 6-7 ноября.
26.12.2023, 17:11

     Всероссийская научно-практическая конференция им. Ж.Алфёрова. Санкт-Петербург, 4-6 ноября 2023 г. Отъезд. 6-7 ноября. В три часа завершилось торжественное закрытие Алфёровской конференции, до девяти часов вечера мы были свободны. Прощание с Санкт-Петербургом решили провести в Русском музее, в Михайловском замке. Преодолев препятствия очередей и компьютерных регистраций, мы благополучно зашли в здание со стороны Корпуса Бенуа около пяти часов вечера, а потом решили до восьми гулять по картинным галереям и комнатам. Потом до девяти часов сидели в лучшем кондитерском кафе "Север" на Невском проспекте напротив Большого Гостиного Двора. Ну, а к самому вечеру вернулись в гостиницу на Кирочную улицу, и в десять часов с багажом направились к Московскому вокзалу. Поезд доставил нашу группу на Восточный вокзал Москвы. Удобно! К полудню 7 ноября все были дома.

 

Главное достижение второй половины дня 6 ноября - это долгая и подробная самостоятельная экскурсия в Русский музей, причём как в Михайловский дворец, так и в Корпус Бенуа. Эта экскурсия стала прощальной с Санкт-Петербургом. Неделю назад мы начали знакомство в филиалом этого музея, сразу после приезда посетив Строгановский дворец, а теперь прощались с Северной Столицей, обходя бесконечный ряд известных полотен с благодарностью Императору Александру Третьему за открытие такого замечательного музея. И опять-таки, сравнили с с выставкой "Россия" в Москве на ВДНХ, на которую клерки-бюрократы школьников и студентов на автобусах привозят, снимая учеников с плановых занятий, чтобы тысячи, говорят, уже миллионы, галочек и плюсиков ставить в разбухших от лжи отчётах. В очередной раз все убедились, что только инициатива снизу приводит к значимому результату. Увы, сейчас властьимущие не хотят вникать в нужды россиян. Ну, что было создано властями типа Русского музея? Выставка "Россия", над которой все хохочут от надуманности количества посещений, а клерки на страницах всех изданий только и делают, что считают эти посещения? Мне сразу вспомнилось, как школьники лайки собирают за какой-нибудь видеоклип, где высунут язык или ещё что-нибудь. На ту выставку мы не пойдём, на неё школьников и студентов и без нашего ведома загонят насильно, а в Русский музей - с удовольствием! Сначала все огорчились, что вошли в здание с другой стороны, но как только побывали на Главной лестнице Михайловского замка - все печали улетучились, даже следа не осталось. Всё посмотрим!


Дневной план работы учеников нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки" был полностью выполнен к трём часам, когда мы с благодарностью организаторам Алфёровской конференции покинули Выставочный комплекс "Россия - Моя история", расположенный рядом с Парком Победы и одноимённой станцией метро. Оттуда мы прямиком поехали до Невского проспекта, перешли на Площадь Искусств, и на этом повествование о завершении научного мероприятия остановилось. Теперь в наших головах была только одна мысль - попасть в Михайловский дворец, то есть в главное здание Русского музея. Желание было, планы тоже, но они омрачались моим предчувствием чего-то не очень хорошего. В августе я посетил вместе с супругой Санкт-Петербург. Захотели зайти в Русский музей, но не получилось. Заранее надо регистрироваться и покупать билеты на сайте. Вот до чего клерки довели культурную жизнь Северной Столицы! Более того, я ещё и билет в Государственный Эрмитаж достал, где мы недавно побывали, чтобы посмотреть старания воров-бюрократов, на котором чётко была обозначена цена 300 рублей, тогда как раньше пенсионерам, школьникам и студентам вход был бесплатный. С каждым приездом в Санкт-Петербург я вижу, что город становится хуже и хуже: машины-тюрьмы с решётками на окнах расставлены властями у вокзалов и на перекрёстках, сразу бросаются в глаза, бесплатные льготы для посетителей музеев мало где сохранились, свободно зайти получится далеко не на каждую выставку. Увы, удручающее настроение от путешествий усиливается с каждым приездом в Северную Столицу. Но наши замечательные ученики всегда находят выходы из затруднительных положений. Не в трёхстах рублях дело, а в возможности зайти в историческое здание. Если мы с прекрасным настроением и ожиданием очередной интересной экскурсии гордо фотографировались у Памятника Александру Сергеевичу Пушкину на Площади Искусств сразу после четырёх часов дня, в начале пятого, то это ни в коем случае не означает, что через полчаса мы будем смотреть на полотна Русского музея. Очередь с Инженерной улицы не то что пугала, выстоять сможем, минут двадцать, не больше, а напрочь отгоняла посетителей, подобных нам, явившихся откуда-то без предварительной регистрации на сайте музея. У меня складывается впечатление, что клерки и администраторы скоро так сильно постараются показать вышестоящим начальникам свою бурную деятельность и необходимость пребывания на тёпленьких местечках бездельников, что входы в туалеты сделают цифровыми и тоже по предварительной электронной регистрации. Впрочем, не сделают. История - великая наука! Помню, такое уже где то придумали в виде платных туалетов. Догадайтесь, во что превратилась округа? Сразу плата была отменена. Именно так надо поступать с клерками, отзываясь о них так, как сказал Михаил Илларионович Кутузов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир": "Мордой их и в..." Не только мы мечтали посмотреть на такое действие, и даже самим сунуть, клерков в поганую яму вниз головой, не имея возможности ступить на крыльцо Русского музея. Рядом с нами два туриста-китайца долго добивались понятия о происходящем в округе с помощью современного телефона-переводчика. Но когда до них дошёл смысл деяний административно-воровских клерков-бездельников, узкие глазки китайцев моментально расширились, а потом опять сузились, но уже не в горизонтальном направлении а в вертикальном: "Не может быть!" Оказывается, ещё и как может! Охранник на входе в Русский музей с Инженерной улицы никого не допускал ступить на крылечко, ведущее вниз, к кассам, не взглянув на электронный билет, заказанный заранее. Нет билета - ваши проблемы! Вот и пошли мы, гонимые ветерком, от главного входа в Русский музей на Инженерной улице обратно за чугунную ограду Михайловского дворца. Пошли вместе с китайцами, что-то сюсюкавшими и пытающими осознать творящуюся в округе цифровизацию, ставшую раем для миллионов бездельников сверху до самого низа общества - всюду. Выйдя из ворот Михайловского замка на Инженерную улицу, мы переглянулись с туристами-китайцами помахали им ручками, но потом я ту тже махнул им уже рукой в другую сторону, передавая таким жестом короткую фразу: "Идите за нами!" Те задумались, остановились, по-моему, потом пошли за нами, но наша группа была радостно занята уже совершенно другим маршрутом. Как говорится, где бронепоезд не пройдёт, там пролетит стальная птица разума наших замечательных учеников. Как я мог забыть о втором входе в Русский музей, о соседнем и примыкающем к нему Корпусе Бенуа? Даже третью дверь иногда открывают со стороны Михайловского сада. Сразу надо пояснить впервые прибывшим в Санкт-Петербург гостям, что Михайловский дворец, Михайловский замок, Михайловский театр, Михайловский сад - это четыре различные места с одинаковыми корнями слов в названиях. Нам никто не мешал прошагать метров двести по Инженерной улице, свернуть направо и чуть-чуть пройти вдоль Набережной Канала Грибоедова в сторону Храма Спаса на Крови, но при этом глядя направо, на жёлтую стену Корпуса Бенуа. Сказано-сделано! Зашли, подошли к кассам. Никакой предварительной регистрации здесь не нужно. Об электронных билетах никто даже не слышал. Прежде чем начать экскурсию, я в очередной раз убедил наших замечательных учеников, что администраторы работают исключительно ради галочки или плюсика в отчёте для вышестоящего начальства. А ещё лучше, ради галочки вместе с плюсиком! Ну, поступила сверху, от бегловской коМАНДЫ, соответствующая коМАНДА: "Цифровизовать билеты в Русский музей!" Нижестоящие клерки быстро, радостно и, главное, мгновенно, пока эта самая коМАНДА даже не долетела до их ушей, ответили: "Выполнено!" Вспомните, как те же самые клерки зашкаливающими процентами отчитывались за прививки от надуманной эпидемии, скромно умалчивая о пагубном их влиянии. Вспомните, как бюрократы считают посетителей на выставке "Россия" в Москве, дабы оправдать закопанные под этими павильонами миллионы и даже миллиарды рублей. Вспомните, как представители антагонистического класса бюджетно-финансовой олигархии завопили о переполнении всех мыслимых и немыслимых ящиков при сборе подписей за выдвижение на выбора кандидатуры президента. А как Терешкова с упоением и заглатыванием слюны обнуляла Конституцию России? А как пенсионную реформу проводили? Однако, чертовски приятно видеть среди всех этих коМАНД разумных сотрудников музея, живущих по нормальным общечеловеческим и общепринятым правилам. Никакой очереди в кассах Корпуса Бенуа нет! Две кассы, в каждой по два человека перед нами, да и то уточняющих маршрут движения по музею после свободного приобретения билетов! Никаких электронных билетов! Только обычный, бумажный, надо купить сначала для входа в Корпус Бенуа, а через него, по-моему, через зал №66, но точно не берусь утверждать, в Михайловский дворец. Если же входить с Инженерной улицы, где шипят цфровизацией охранники и довольные своей деятельностью и коМАНДАМИ клерки от Министерства культуры, а точнее, полнейшего бескультурия, то там в кассах надо было бы (если бы у бабушки были..., то она была бы дедушкой), наоборот, купить билеты сначала для входа в Михайловский дворец, а потом в Корпус Бенуа. Всё запутали бегловские клерки-кровососы! Конечно, можно пойти только в один из музеев, купив один билет, но это не рационально. В нашем распоряжении было три часа, даже больше. Столько времени вполне достаточно для обоих музеев, хотя я знал, что в конце экскурсии у школьников и студентки будет единственное желание - присесть на мягкую скамеечку напротив полотен Ивана Константиновича Айвазовского "Девятый вал" и "Волна" или картины Карла Павловича Брюллова "Последний день Помпеи". По-моему, когда в счастливых руках радостных путешественников оказались в общей сумме десять входных билетов в два музея, в проёме входной двери показались два знакомых нам туриста-китайца. Но наша дружная и очень шумная группа уже торопилась в гардероб сдавать куртки, шапки, пакеты и, конечно, только что выигранный на Алфёровской конференции ноутбук-приз в большой картонной коробке в виде чемоданчика. С такими приключениями мы оказались в Русском музее, но только со стороны Корпуса Бенуа. Движение - всё, конечная цель - ничто! Мы поработали, а цель стала следствием работы.  Так и будем продолжать трудиться!

 

Очень быстро куртки и сумки были сданы в гардероб. Больше трёх часов мы могли гулять по Корпусу Бенуа и по Михайловскому дворцу - это Русский музей в обычном понимании жителей города и туристов. Только выйти нам предстояло тоже сюда на Набережную Канала Грибоедова, а не на Инженерную улицу. Кики, Цуна и я не стали снимать бейджики Алфёровской конференции, желая продлить удовольствие от только что завершённого хорошего мероприятия. Да и в глазах смотрителей музейных залов мы выглядели намного солиднее, чем Брусника и Попрыгуша. Конечно, входная лестница Корпуса Бенуа не такая парадная и роскошная, как в Михайловском дворце, с памятником Императору Александру Третьему, открывшему этот музей. Но никакие главные достопримечательности не останутся без внимание, только подойдём к ним с другой стороны. Главное, что нам удалось перехитрить цифровизацию, посмеяться над клерками-администраторами, в очередной раз встретить хороших людей и начать спокойно обходить залы с множеством полотен. Если, конечно, получится сохранять спокойствие, глядя на исторические сюжеты и переживания авторов.

 

Необычность экскурсии заключалась в том, что мы начали осматривать полотна против хода времени, против истории, то есть от современности к прошлому. Сначала такой переворот во времени заставил примолкнуть всех в нашей дружной и очень шумной группе, но потом разум тоже повернулся по ходу следования путешественников, как флюгер по ветру, как бюрократы по взгляду чиновника, чтобы не создавать препятствий для восприятия сюжетов. Первый зал, куда мы вошли, сразу привлёк всю группу большим полотном Александра Александровича Дейнеки "Оборона Севастополя". Очень актуально для современности, для положения на Украине. Тоже обсудили это, вспомнили историю черноморского города, кто что знал,  постояли у полотна, подумали каждый о своём, а потом, обойдя зал, опять вернулись сюда же. Нам предстояло увидеть много картин с ещё большим многообразием сюжетов и замыслов художников, но первая всегда останется самой памятной, тем более, после преодоления труднейших искусственных препятствий, созданных клерками администраторами для посещения Русского музея. Увы, от них обороняться намного сложнее, чем Героям Севастополя. Ну, не хотят власти, чтобы россияне ходили по музеям, учились, образовывались, а главное - думали! А здесь у военного полотна есть над чем задуматься.

 

Честно говоря, современное искусство я не понимаю, даже не хочу в нём сильно разбираться, смотрю и думаю только о том, что понравилось. В Казани, на улице Баумана, мне и ученикам очень понравился Музей художника Константина Алексеевича Васильева - сразу следствием стало изучение полотен и прочная память о многих из них: "Человек с филином", "Ожидание" в серии полотен, "У колодца" в четырёх вариантах, "Лесная готика", "Воланд", "Рождение Днепра", "Прощание Славянки", "Тоска о родине"... Долго можно перечислять. Даже школьную научно-исследовательскую работы затеяли для Цуны - победительницы Алфёровской конференции. Быть может, очень скоро девочка поведает нам об особенностях изображений глаз Константином Алексеевичем Васильевым для передачи сюрреализма, исторических и патриотических сюжетов. Здесь, в зале картин социалистического реализма, я вспомнил о быте и работе в то время, не особо отдалённое для меня, но практически не известное школьникам. Тогда работали даже не для собственной личности, но вклад каждого ощущался пусть даже в недосягаемом светлом будущем. Зато теперь работаем на "работодателя", каким в сущности является очередной подневольный клерк из числа представителей антагонистического класса бюджетно-финансовой олигархии. Вот только интересно, к чему приведут такие антагонизмы? Ведь властьимущие ни за что никогда никому не отдадут свои привилегии, украденные у народа, который все более и более перестаёт терпеть несправедливость и хамство сверху. И это нетерпение выливается не только в слова даже с высоких трибун, но и в повороты силы с испугом и растерянностью властей: "Как же так получилось?" Вот на какие мысли перескочили мы в зале современного искусства, даже не особо разбираясь в тонкостях замыслов художников. Время то ли вернуло нас обратно в прошлое, то ли, наоборот, перенесло в будущее. Невольно вспоминается рассказ Александра Степановича Грина "Фанданго". Оказывается, перемещение возможно не только в пространстве, причём скачками, но и во времени, если всматриваться в полотна мыслителей, а не только художников.

 

Картина Алексея Алексеевича Сундукова "Очередь" хорошо известна в нашем дружном кружке "Юный физик - умелые руки". Очаровательная Черепашка и Обаятельная Скворушка открыли это полотно, по-моему, в 2014 году, почти десять лет назад. Увы, школьники и студенты не могут понять, что это такое. И слава Богу! Но оказывается, есть вещи пострашнее очередей. Здесь тоже можно очень долго обсуждать настроение художника и отношение его к той не особо далёкой действительности. Но интересно другое. Как живописец относится к современной обстановке. Пожалуйста! Путь для осознания творчества художника современниками открыт, только почаще надо заходить в картинные галереи, а не зависать в столовых во время праздников, или не шататься праздно по магазинам при объявлении чёрных пятниц. Почему-то, в музеях такие дни не особо часто объявляют. Значит, материальное и духовное перевернулось с ног на голову буквально лет за тридцать. Я понимаю смысл полотна по-своему. Тогда, в конце 20-го века была очередь не за хлебом - это надумано псевдодемократами 90-х годов. Тогдашние, да и нынешние тоже, власти могут существовать только в искусственно поддерживаемой обстановке надуманных эпидемий или пандемий, военных конфликтов, угроз, бедствий, катастроф, чрезвычайных ситуаций, но ни в коем случае не при спокойном течении жизни. Как говорил Фёдор Михайлович Достоевский в романе "Идиот", русского либерализма не существует, покажите - и я докажу, что он не русский. Спокойствие - это крах для созданной системы властьимущих с нескончаемыми подкастами "работодателей". За чем же очередь, изображённая на картине А.А.Сундукова? Я сам нашёл ответ для индивидуального понимания: "За идеей!" Так это или нет - сами решайте. Но сначала скажите, кто видит хоть где-то хотя бы малейший намёк на чёткую формулировку идеи, ради которой развивается наше общество. Единство? Это же анекдот! Сказка! Тапочки смеются! Словоблудие! Во всяком случае, на меня картина А.А.Сундукова навевает впечатление ожидания поиска именно идеи, которая стала таким же дефицитом, как мандарины перед Новым годом в 90-е годы. Без мандаринов обойтись можно. А к чему приведёт безыдейность? Вот о чём можно размышлять в зале современного искусства.

 

При переходе из Корпуса Бенуа в Михайловский дворец каждый посетитель Русского музея останавливается у большой скульптуры "Ермак". Мы не стали исключением. Время никого не торопило, поэтому вспомнили всё, что знали об этом казаке, присоединившем Сибирь к Руси. А что не знали, то дополнили чтением стихотворения Константина Фёдоровича Рылеева "Смерть Ермака". Даже не знаю, изучают ли сейчас это произведение в школе? При таком необычном повороте экскурсии история от современности перевела нас в более давние времена. Причём эти самые давние времена закружились и закипели вокруг нашей группы путешественников не только яркостью красок, а уже знакомыми сюжетами. Дня три назад мы побывали в Музее Александра Васильевича Суворова, а теперь опять оказались в круговерти военных подвигов Генералиссимуса. Картина Ивана Васильевича Сурикова "Переход Суворова через Альпы" знакома многим. Однако далеко не каждый видел оригинал этого полотна. Зато наши замечательные ученики в очередной раз воскликнули: "Мы здесь были!" Не только были, а опять захотели прочитать книгу о полководце, чтобы убедиться в необходимости таких людей для истории, особенно при испуге и бессилии властей. Здесь же обсудили находчивость русского солдата. Эпизод показывает спуск с крутой горы по снежному склону. Пока командиры обсуждали, как это сделать, почти вся армия оказалась внизу, в долине, съехала на подстилках, как теперь дети катаются с горок.

 

Следуя далее по картинным галереям, мы вошли в комнату с полотном о Государственной Думе. Не нашей, а той, далёкой. Но и нашу тоже вспомнили, а потому сразу повернулись к картине, мягко говоря, спинами. Решили, что лучше пойдём классические произведения смотреть и отыскивать в них диковинки и зашифрованные авторами тайны. А здесь только присели, посидели, просидели скамеечки, как это делали все депутаты всех государственных дум, да и местные депутаты не являются исключением из общего правила.

 

Как только я подошёл к своему любимому полотну "Оттепель" Фёдора Александровича Васильева, однофамильца художника Константина Алексеевича, брата жены художника Шишкина, другие полотна для меня перестали существовать на очень долгое время. Ученики уже почувствовали усталость и были рады надолго присесть на скамеечке в каком-то зале, пока я то подходил к небольшому прямоугольному полотну, то отходил от стены, то сбоку рассматривал, то с другого. Каждый по-своему воспринимает сюжет, но для меня он особенно близок, потому что очень много времени, все школьные каникулы и праздники, я проводил в деревне, в которой было всего семь домов. Сейчас, по-моему, там только дачные домики и участки, хотя лет пять назад числился один коренной житель. Увы, но школьники даже понять не могут о преграде, какую создавал образовавшийся мартовский ручеёк даже на хорошо знакомой дороге для путников, особенно старого да малого. Мы после экскурсий часто вынуждены вынимать стельки из сапог и сушить обувь на отопительных батареях. А тогда парового отопления в деревнях не было. Русские печи всех спасали! А оттепель только радость вызывала, хоть и создавала препятствия. Радость скорого наступления весны, сева, а потом, глядишь, урожая. Такими мыслями жила деревня!

 

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели" прямо здесь призывает написать сочинение по иллюстрации. Но только картинка не в учебнике приведена, а представлена оригинальным полотном автора. Посмотрев на другую картину, мы не захотели говорить о бурях. Хватит потрясений! Зато Попрыгуша вспомнила, что на экскурсии в Государственном Эрмитаже увлеклась старинными светильниками. Здесь, в Русском музее, студентке представилась возможность продолжить начатое два-три дня назад. Я даже предположить не мог, что такое направление может вылиться на свет словами любознательной Попрыгуши. Но оказалось, что интерес не только просочился, а даже перелился из одного исторического здания Санкт-Петербурга в другое, хотя и не особо отдалённое от первого. Именно так у каждого формируются индивидуальные интересы, надо только пошире и подальше посмотреть вокруг.

 

Даже не помню, кто автор картины, рядом с которой Попрыгуша и Брусника задержались очень долго, рассматривая мельчайшие детали пейзажа. Это изображение Нижнего Новгорода. В этом году, в 2023-ем, мы не ездили туда, но до этого каждый год бывали в марте на конференции "Школа юного исследователя" в Мининском педагогическом университете. Знатоки тех мест сразу определили, что вид показан со Стрелки, которая теперь обустроена для гостей и местных жителей. Там можно загадывать желания для исполнения, потому что Ока справа впадает в Волгу слева, если смотреть по течению, от Стрелки,  сторону высокого правого берега. За рекой уже слитых воедино Оки и Волги на высоком правом берегу явно проступает Нижегородский Кремль. Мы там были! Были не один раз! Конечно, после такого бурного обсуждения небольшого пейзажа Цуне и Кики тоже захотелось побывать в городе, который "славен, но строениями мерзок", по мнению Екатерины Второй.

 

Наконец, настало время для самого долгого отдыха с одновременной беседой в Поленовском зале. Жаль, что Сашули рядом нет. Он работает профессиональным экскурсоводом в Усадьбе "Поленово" с 7-го класса. Вот кто может бесконечно рассказывать о Василии Дмитриевиче Поленове! Главное полотно мы решили обсудить чуть-чуть позднее, потому что школьники слегка устали, а я сразу направился к картине "Заросший пруд". Помню, в 2019 году мы были на выставке произведений Василия Дмитриевича в Москве на Крымском валу, в новом здании Третьяковской Галереи. Там Сашуля очень интересную экскурсию провёл для учеников нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки", оставив далеко позади мастерство штатных экскурсоводов. Так провёл, что сотрудники музея и выставки попросили повторить рассказ для более широкой аудитории, потом разрешили всем желающим войти в подсобное помещение и посмотреть технологические хитрости. У меня и всех учеников на память остались магнитики с иллюстрацией "Заросшего пруда". Это было моё последнее студенческое мероприятие в качестве профессора и доцента Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ). Всё! Примерно через неделю контракт закончился, возобновлять его я не был намерен в той воровской обстановке ректора, уволенного через месяц-два после моего ухода за плагиаты научных работ, и бесправности преподавателей перед директорами, такими же воровскими, институтов, но уже не факультетов. Плохое быстро забылось, но в памяти навсегда остались прекрасные студенческие мероприятия с наградами учеников, какие теперь навеваются ностальгией "Заросшего пруда".

 

"Христос и грешница" и "Московский дворик" переключили внимание с прошлого на настоящее. Время начинало нас поторапливать, вечер не может растягиваться бесконечно, а поезд, пусть даже в час ночи, никого ждать не будет. И всё-таки, из Поленовского зала никто не торопился уходить.

 

Удобный мягкий диванчик, хорошо знакомый мне и Попрыгуше, а теперь ещё и всем школьникам из нашей группы, задержал неугомонных путешественников напротив картины "Христос и Грешница". Сначала надо просто посидеть и посмотреть на большое полотно. Ну, а если посмотрели, то обязательно следует обсудить увиденное: сюжет, манеру письма, героев, даже раму в стиле барокко, не говоря о собственных впечатлениях.

 

Экскурсия в Поленовский зал постепенно перешла в обсуждение главного полотна Василия Дмитриевича "Кто без греха!". Первоначальное название картины "Христос и грешница", поэтому можно любое из двух упоминать. Конечно, если бы Сашуля был рядом, рассказ был бы более долгим, подробным, красочным и обстоятельным. Самостотельно мы вспомнили интересные факты, обсудили их, а потом продолжили путешествие вдоль картинных стен, определяя маршрут, как определял его "Витязь на распутье" на полотне, созданном Виктором Михайловичем Васнецовым. Чуть более недели назад мы были в Вятском художественном музее, которому присвоено имя братьев Виктора и Аполлинария Михайловича Васнецовых. Знакомые имена всё чаще стали встречаться нашим путешественникам во время экскурсий. Значит, не напрасно мы отправляемся в дальние поездки. Не только за научными наградами ездим, но и для собственного роста в глазах окружающих, в том числе научного сообщества.

 

В зале с картиной Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге" силы почти полностью покинули неугомонных путешественников. Здесь мы уже не столько обсуждали сюжет произведения, сколько смотрели по всем сторонам, думая каждый о своём. В Нижнем Новгороде в этом году мы не побывали, в следующем, наверное, тоже не поедем, но Волгу увидим очень скоро. Через месяц отправимся в Казань на Школу-конференцию "Материалы и технологии 21-го века", больше внимания, конечно, уделим реке Казанке, но и для главной русской реки кое-что останется. Жаль, что зимой путешествуем!

 

К окончанию третьего часа нашей экскурсии по Русскому музею из учеников вылилось единогласное решение: "Всё!" Согласен, что три часа - это утомительно. Лучше всего заходить на выставки на полтора-два часа. Увы, у нас времени мало, а желаний много. Зато в этот раз свежие силы были направлены на познание современного искусства в Корпусе Бенуа, а утомлённость отложена на классику. Наверное, волшебные Сфинксы и Грифоны нарочно перевернули маршрут нашей группы, чтобы доставить новизну впечатлений бывалым гостям Санкт-Петербурга, то есть мне и Попрыгуше, но при этом ничуть не ущемить вниманием новичков, то есть Цуну, Кики и Бруснику, впервые зашедших сюда и познавших радость смысла оригинальных авторских полотен. Радость до изнеможения! Особенно радовалась Кики, потому что школьнице не удалось побывать в Государственном Эрмитаже. Заболела. Сутки поправлялась. Зато теперь Кики радовалась не только произведениям искусства, но и мягким диванчикам рядом с "Медным змеем", "Последним днём Помпеи", "Волной" и "Девятым валом".

 

И всё-таки, любопытство учеников оказалось сильнее усталости. Как обычно, новички подошли к полотну "Волна" и долго отыскивали единственное счастливое существо на картине Ивана Константиновича Айвазовского. Конечно, нашли, но только с помощью опытной Попрыгуши.

 

К большому полотну Карла Павловича Брюллова  подошли все, когда вспомнили, что художник расписывал купол Исаакиевского собора. Вспомнили и в очередной раз воскликнули: "Мы там были!" А теперь мы побывали возле оригинала картины "Последний день Помпеи", пусть даже обессиленные, мечтающие об ужине и отдыхе.

 

Обратный путь требовал вернуться из Михайловского дворца в Корпус Бенуа. Дорога не ближняя, но знакомая, хотя и запутанная среди обилия залов и несчётного множества картин.

 

Попрыгуша взялась работать проводником, особенно при осмотре старинных светильников. Почему эти устройства и произведения искусства так понравились студентке? Постепенно мы вернулись в Корпус Бенуа, успели даже по выставке декоративно-прикладного искусства пробежаться, правда, без остановок, взглянуть мельком на Вологодские кружева на деревянную резную фигуру "Как мыши кота хоронили", на прялки и многое-многое другое, рядом с чем не было времени задерживаться. Да и сил тоже.

 

В девятом часу мы вышли из Корпуса Бенуа на Набережную Канала Грибоедова. Жаль, что не смогли в Храм Спаса на Крови зайти! Но не всё сразу. Попрыгуша в очередной раз убедилась в полезности подарка организаторов Алфёровской конференции. Зонтик был сразу раскрыт над головой радостной студентки. Радостной не столько от защиты от моросящих капель, сколько из-за совпадения его цвета с курткой и шапкой. Школьников привлекли сувенирные лавки, уже закрывающиеся. Я не обращал внимания на сувениры, потому что колокольчик с видом достопримечательности Санкт-Петербурга уже купил ранее, с видом Медного всадника. При каждом научном путешествии в другой город учеников нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки" я покупаю такой сувенир, а потом ставлю его на полочку. Точнее, на подоконник, потому что на полчке уже места нет. Сколько всего колокольчиков. Сейчас пересчитаю... Насчитал 73, но мог ошибиться. Да и супруга сколько-то сувениров утащила для своих дел, для занятий с ученикам, которым обязательно надо слышать весёлый, переливчатый звон. В итоге, очередной колокольчик из Санкт-Петербурга с изображением Медного Всадника занял положенное ему место, рядом с колокольчиком из города Кирова, на краю шеренги подобных ему сувениров. Но менее чем через месяц этот край перестал быть краем, приютив следующий колокольчик, уже из Казани.

 

Все довольны! Даже дождик пытался не столько намочить куртки и шапки путешественников, сколько порадовать их традиционной погодой Северной Столицы: "Обычно здесь так, а не сухо, как прошедшую неделю в Парке Победы. Больше баловать гостей не могу. Надо истинную погоду почувствовать хотя бы в прощальный вечер с Городом на Неве!"

 

Путь по Набережной Канала Грибоедова до Невского проспекта, до Дома Книги, очень короткий. Три  минуты! В очередной раз мы посмотрели на очередной канал Санкт-Петербурга. А сколько их всего в городе? Сами ищите ответ на этот опрос.

 

Дождик опять решил сделать перерыв, новый зонтик Попрыгуши закрылся. Невский проспект был полон народу, Казанский собор и Дом Книги сверкали в иллюминации, лучшее кондитерское кафе "Север" призывало нас скорее восстановить силы и сгладить грусть прощания с Санкт-Петербургом.

 

Казанский собор всем теперь хорошо знаком. На знакомую достопримечательность всегда приятно посматривать, сознавая выполнение задуманного плана. Вот только жаль, что в Дом Книги не заглянули, хотя проходили мимо известного здания много-много раз. Сейчас, нагружённые сумками с подарками, мы не стали отклоняться от намеченного маршрута, тем, более лучшее кондитерское кафе "Север" призывало всех на прощальный ужин.

 

От Дома Книги до кафе "Север" тоже минуты три пути. Отсюда мы начали путешествия по городу в день приезда, здесь же состоялся прощальный ужин. Обилие пирожных радовало не только глаза, но и самые привередливые вкусы. Знакомый охранник сразу узнал нас, поговорил с учениками, поздравил с победами, пригласил как можно скорее опять приехать в Санкт-Петербург.

 

Как обычно, Попрыгуша долго выбирала лакомые кусочки. Глаза разбегаются! Но время позволяло не торопиться, насладиться гостеприимством и лакомствами уютного подвальчика, притаившегося под магазином "Пассаж".

 

Кики, Цуна и Брусника лакомились шоколадными, фруктовыми и кремовыми начинками пирожных, заняв отдельный столик. В такое время и в такую погоду народа в кафе всегда многовато, но уютные места нам удалось отыскать. Отдыху, восстановлению сил и прощанию с Санкт-Петербургом вполне можно было уделить час, не меньше.

 

В кафе "Север" мы открыли коробку с ноутбуком - подарком от организаторов Алфёровской конференции. Попрыгуша посмотрела на чистенькие клавиши очень нужного устройства, а Брусника, знаток информатики, сразу высоко оценил качество такого замечательного приза. Я сразу приподнял компьютер и радостно понял, что он намного легче прежнего, с которым наши ученики отправляются во все поездки, тоже выигранного, но на конкурсе "Интел-Авангард 2012" в Московским химическом лицее №1303. С благодарностью организаторам Алфёровской конференции я обрадовался значительному уменьшению размеров и веса багажа нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки" во время предстоящих поездок, особенно дальних.

 

В десятом часу вечера мы поблагодарили работников лучшего кондитерского кафе "Север", знакомого охранника, попрощались с ними, сами не зная на какое время, и опять стояли на Невском проспекте. Знакомая остановка на другой стороне главной улицы города, рядом с Большим Гостиным Двором, призывала вспомнить о ночном отъезде, и всё-таки, слегка поторопиться. Троллейбусы ходят часто, но до гостиницы полчаса пути, а там ещё и отдохнуть хотя бы немного тоже нужно.

 

В троллейбусе мы опять встретили знакомого кондуктора, поболтали. Но основное внимание было направлено за окна, на мелькавшие перед глазами достопримечательностей Санкт-Петербурга, многие из которых теперь всем были знакомы. Примерно в половину десятого наша дружная и очень шумная группа вышла из троллейбуса на Суворовском проспекте, до гостиницы оставалось только дорогу на светофоре перейти. График работы на этот вечер соблюдался очень точно.

 

Около десяти часов мы зашли в ворота гостиницы на Кирочной улице. Зашли с сумками, подарками, наградами и картонным чемоданчиком с ноутбуком. Началась завершающая подготовка к ночному отъезду в Москву.

 

Очень пригодились купленные вчера магнитики. Чтобы сгладить грусть отъезда, каждый выбрал на память наиболее приглянувшиеся картинки с видом Северной Столицы. Одновременно такое занятие стало отдыхом перед обратной дорогой.

 

Однако, пора окончательно упаковывать чемоданы и сумки. Подарки, призы и награды, полученные на Алфёровской конференции, перекочевали в багаж путешественников. Гостиничные номера были быстро сданы дежурному администратору. Но, по сути, сдавать было нечего, потому что все чемоданы и рюкзаки ещё утром были перенесены в одну комнату. Администратор даже подниматься не стала, зная аккуратность наших замечательных учеников.

 

Рано утром 1 ноября мы вошли в ворота гостиницы Колледжа туризма и гостеприимства, расположенного на Кирочной улице Санкт-Петербурга, а вечером 6 ноября, ближе к полуночи, выходили из них, поблагодарив и попрощавшись с приветливыми работниками, подарив им на память магнитики с видами нашего подмосковного города Королёва.

 

Время позволяло нам не торопиться. До отхода поезда больше трёх часов, а если даже пешком шагать до Московского вокзала, даже с нашим большим багажом, то вполне достаточно одного часа, или меньше. Это мы проверили во время приезда в Санкт-Петербург и перехода от вокзала к гостинице. Но сейчас мы решили подъехать на троллейбусе, зная, что опять встретим знакомого кондуктора. Так и получилось.

 

Взглянув на расположенное рядом кафе "Север", уже закрытое позднее время, мы помахали ручками гостинице, приютившей нашу дружную и очень шумную группу на пять ночей и шесть дней, посмотрели на быстро проносящийся мимо окон Суворовский проспект, поболтали с знакомым кондуктором, а потом приготовились к выходу на Площади Восстания, подтащив поближе к двери троллейбуса множество чемоданов, рюкзаков и сумок.

 

Остановка троллейбуса расположена на Невском проспекте. Площадь Восстания предстала, как обычно, в ночной иллюминации. Нам предстояло обойти её по полукругу, как раз на противоположный конец диаметра. Но такой переход никого не пугал. Напротив, появилась возможность в очередной раз прогуляться по Северной Столице и вспомнить знакомые места, посмотреть на достопримечательности, пусть даже издалека. Запас времени до отхода поезда был большой, вполне можно в Столовую №1 заглянуть на Лиговском проспекте - всё равно мимо проходим. Однако все ученики единогласно отказались от такой затеи, убедив меня, что в сумках более чем достаточно съестных припасов, тем более, для ночной дороги в плацкартном вагоне. Избаловались! Лучшее кондитерское кафе "Север" было свежо в памяти, которую никто не хотел затушёвывать другими столовыми. Коль так, то пришлось не спеша, с постоянными остановками для отдыха, огибать Площадь Восстания, приближаясь к Московскому вокзалу.

 

За полчаса до полуночи мы вошли в здание Московского вокзала, пройдя строгий входной контроль и в очередной раз удивив охранников необычным научным грузом. Почти час, даже больше, был в распоряжении путешественников, чтобы пошататься по большому помещению, ожидая объявления о подаче поезда и начале посадки пассажиров.

 

Пока дикторы готовились объявлять посадку пассажиров на наш поезд, Попрыгуша усмотрела какой-то очень важный сувенир, без которого прожить никак нельзя. Это "Гусь-обнимусь", но только маленький. Как только мягкая беленькая игрушка перекочевала в сумку девочки, студентка сразу успокоилась, обрадовалась и стала посматривать на большое электронное табло с чувством полнейшего удовлетворения от путешествия в Санкт-Петербург. Много ли надо для счастья?

 

Напротив большого электронного табло мы ожидали приглашения диктора пройти на перрон. Вскоре такое приглашение последовало. Помахав ручками Московскому вокзалу, мы заторопились, как это всегда принято в предпосадочной вокзальной суете, на платформу.

 

В вагоне долго грустить не пришлось. Взглянули в окошко - сразу спать! Второй час ночи! Дома будем грустить, в перерывах между напряжённой работой и решением олимпиадных задач на школьной меловой доске.

 

Часов в девять утра 7 ноября поезд доставил нашу группу на Восточный вокзал Москвы. Впервые здесь! Школьников встретила мама Брусники, а потом на автомобиле развезла по домам вместе с их поклажей. Мне намного проще добираться самостоятельно, заодно надо проводить Попрыгушу.

 

Попрыгуша очень быстро нашла путь от платформы поезда на Восточном вокзале до Московского Центрального Кольца. Всё рядом! Очень удобно! Пока школьники шагали к стоянке автомобиля, мы уже сидели на платформе электрички и смотрели на приближающийся состав "Ласточка".

 

Оказалось, что от Восточного вокзала я доберусь в наш подмосковный город Королёв, наверное, быстрее школьников. Пока они на автомобиле будут колесить в тесноте московских улиц, электропоезд Московского Центрального Кольца минут за пятнадцать доставит меня до станции Ростокино, а оттуда, до обеденного перерыва, двадцать минут на электричке до станции Подлипки-Дачные. Так и получилось!



Я вышел на станции Ростокино, а Попрыгуша поехала дальше по Московскому Центральному Кольцу до станции Стрешнево. Там студентке надо перейти на Московский Центральный Диаметр, а потом за полчаса доехать до станции Нахабино. Думаю, что Попрыгуша тоже приехала домой раньше школьников. На автомобиле по Москве не удобно путешествовать в такое время, пробки очень большие, причём всюду. С тележкой, сумкой и ноутбуком-наградой я ожидал электрички на станции Ростокино, планируя через полчаса, максимум, минут через сорок быть дома.

 

Научное путешествие в Санкт-Петербург для участия в Алфёровской конференции завершилось победно и очень познавательно. Оставалось подвести итоги, определить наши ошибки и составить планы на будущее. Ой, какая трудна работа предстоит нашим замечательным ученикам! В день возвращения из путешествия Цуна получила радостную весть из Роспатента о положительном решении формальной экспертизы по заявке на патент на полезную модель. В этот же день Попрыгуше пришло сообщение с приглашением участвовать в студенческом конкурсе "Орбита молодёжи 2023" в Государственной корпорации Роскосмос, но для этого нужна очередная регистрация в информационной системе. Ох уж, эта цифровизация! Сыты ей по горло с Русского музея! Но работа - прежде всего! А через две недели нашим замечательным ученикам предстояло поехать в Центр подготовки космонавтов имени Юрия Алексеевича Гагарина в подмосковный Звёздный городок для участия в конференции "Пилотируемые полёты в космос 2023". Вот так замечательные ученики нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки", не успев вернуться с Алфёровской конференции из Санкт-Петербурга, сразу переключились на очередные конференции и конкурсы. Но ведь ещё и олимпиадные задачи надо решать на школьной меловой доске!

 

     Экскурсией в Русский музей, причём и в Корпус Бенуа, и в Михайловский дворец, завершилась наша научно-познавательная программа пребывания в Санкт-Петербурге. Научный конкурс позади, победы лежат в чемоданах, награды оттягивают руки, а моя любимая картина Фёдора Александровича Васильева "Оттепель" сгладила грусть расставания и с Алфёровской конференцией, и с Северной Столицей. Нам осталось внимательно и подробно подвести итоги участия в Алфёровской конференции, выявить недостатки и ошибки в работах учеников, составить планы на будущее, а потом сразу начать подготовку к следующему году, естественно, в непрерывном потоке очередных научных мероприятий. Не знаю, как успеем, но успеть надо!

Категория: События | Добавил: Vladimir
Просмотров: 135 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5
Поиск

Copyright MyCorp © 2024