Четверг, 16.05.2024, 21:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр физико-математического образования

Категории раздела
События [709]
Так мы работаем!
Для студентов [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Архив событий (с файлами)

Главная » Файлы » События

Всероссийская научно-практическая конференция им. Ж.Алфёрова. Санкт-Петербург, 4-6 ноября 2023 г. Приехали. 1 ноября.
26.12.2023, 17:06

     Всероссийская научно-практическая конференция им. Ж.Алфёрова. Санкт-Петербург, 4-6 ноября 2023 г. Приехали. 1 ноября. Первая половина дня 1 ноября была посвящена заселению в гостиницу, а потом экскурсии в Строгановский дворец. Вечер мы решили провести в театре "Балтийский дом", купив билеты на спектакль "Алые паруса" по одноимённой повести Александра Степановича Грина. В театре к нашей дружной и очень шумной группе присоединилась Носатка - подружка Цуны. Школьница решила сутки провести с нами, в гостинице, погулять по Санкт-Петербургу, вникнуть в режим работы нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки" во время научных путешествий. Как обычно, к полуночи мы вернулись в гостиницу. Кто-то устал настолько, что сразу завалился спать, но более стойкие ученики решили провести репетиции докладов. До начала Алфёровской конференции было ещё два дня.

 

Главным итогом второй половины дня стало увеличение нашей дружной и очень шумной группы. Приехала Носатка - подружка Цуны, ученица 8-го класса. На сутки девочка решила приобщиться к нашему напряжённому режиму работы. Все только за! Пожалуйста!


Часа в четыре завершилась наша экскурсия в Строгановский дворец. Нельзя сказать, что это было спонтанное мероприятие. Сюда мы планировали заглянуть задолго до поездки. Впервые этот замечательный музей был открыт нашей делегацией ровно год назад, во время участия в предыдущей Алфёровской конференции, в 2023 году. Но тогде посещение залов прошло как-то быстро, не особо запомнилось ни мне, ни школьникам. Даже оформить отчёт о прошедшем мероприятии у меня не было ни малейшего желания. Через год нужно было обязательно восстановить впечатления от неудавшейся в первый раз экскурсии. Строгановский дворец - это филиал Государственного Русского музея. Когда я обучался в Ленинграде, он был отдельным зданием. По-моему, даже не восстановленным и не приспособленным для приёма посетителей. Только в 1988 году появился общий музейный комплекс, но в то время я уже успел окончить и Военный инженерный институт им. А.Ф.Можайского, и Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова. Успел ещё и на космодроме Байконур три года отслужить, а потом ещё три года в Подмосковье, в Научно-исследовательском институте. Получилось, что Строгановский дворец стал открыт для любопытных посетителей сравнительно недавно, конечно, по сравнению с моей историей. Недавно, потому что открытие экспозиции произошло, когда я покинул Северную Столицу. Тем больший интерес появился к этой достопримечательности теперь. Очень важно, что музей расположен удобно, на углу Невского проспекта и Набережной реки Мойки. По главной улице города обязательно гуляет каждый гость Северной Столицы. Даже не один раз проходит по длинному прямому тротуару от Дворцовой площади до Площади Восстания, минуя последовательно мосты через каналы и реки: Зелёный через реку Мойку, Казанский через Канал Грибоедова, Аничков через реку Фонтанку. Мойка - это первая река от Дворцовой площади, если шагать в сторону Московского вокзала. Фактически, Строгановский дворец - это исторический центр Санкт-Петербурга. По другую сторону Невского проспекта, напротив дворца, расположено Литературное кафе, в здании которого постоянно бывали Александр Сергеевич Пушкин и многие другие знаменитости. Именно из этого здания А.С.Пушкин отправился к месту дуэли на Чёрной речке. Дальше по Набережной реки Мойки, в доме №12 расположен Музей-квартира А.С.Пушкина. А до Дворцовой площади всего-то пять минут спокойного, неторопливого пути. Такое удобное расположение Строгановского дворца делает музей, фактически, обязательным центром для посещения гостями города. Сам не знаю, почему мы не заходили в него раньше? Зато теперь начали навёрстывать упущенное. При каждом посещении Санкт-Петербурга сюда надо обязательно заглянуть хотя бы на час. Ну, а где час, там рядышком притаился и другой, а за ним третий. Да ещё и мосты можно начинать изучать именно отсюда. Зелёный мост реставрировали сравнительно недавно, года три назад, точно не помню. Помню только, что во время строительных работ движение по Невскому проспекту было слегка ограничено, потому что проезжая мостовая часть значительно сократилась по ширине. Реставрация была необходима, потому что мост с самого начала своего создания ни разу не ремонтировался. Вот как строили в старые добрые времена! Никаких нанотехнологий не применяли, никаких чубайсов не нужно было, а чугунные решётки не только поток грузов выдерживали и до сих пор выдерживают, а ещё и туристов радуют, не говоря о местных жителях. Если пройти немного вперёд, к Площади Восстания, то справа находится Казанский собор, да и на втором мосту, на Казанском, надо не просто постоять, а пройти по обеим сторонам тротуара вдоль Невского проспекта. Очень удачное расположение Строгановского дворца делает его началом экскурсионной программы по Санкт-Петербургу, во всяком случае, для нашей дружной и очень шумной группы, как это было 1 ноября, в день приезда в Северную Столицу. Ну, а коль мы в историческом центре, то ни в коем случае не нужно торопиться покидать такое замечательное место. Стрелка часов только-только перевалила за цифру четыре, а мы планировали зайти в метро в пять часов вечера. Целый час оказался в нашем распоряжении! Разве можно терять драгоценное время, которого никогда не хватает? Не хватает, если приедешь в Санкт-Петербург на день-два, но, тем более, времени будет ещё меньше, если задержишься на берегах Невы на неделю-две. На том и порешили. На ужин отвели минут двадцать, не больше. В метро можно зайти чуть позднее, не в пять часов вечера, а даже в половину шестого, но только в крайнем случае. Но тогда очень удобно пообедать или поужинать, точно сказать нельзя, потому что обеды и ужины перемешиваются в единую кашу в наших планах, в лучшем кондитерском кафе "Север" на Невском проспекте, но теперь ближе к Дворцовой площади. Составив такой интересный план работы на ближайший час, мы направились по Невскому проспекту через Зелёный мост в сторону Дворцовой площади, но не к ней самой, а к Александровскому саду напротив Адмиралтейства.

 

Санкт-Петербург встретил нас типичной погодой. Мелкий дождик не то чтобы капал, а просто создавал занавеску мокрого тумана. К такой погоде все должны быть готовы, особенно осенью. Мы были готовы! Как только дождик слегка усилился, сразу из моей сумки был извлечён зонтик. Правда, один на пятерых. Это нас не испугало, капюшоны на куртках есть у каждого, сами куртки не промокают, поэтому можно продолжать выполнение только что намеченного интересного плана. От Зелёного моста рукой подать до Александровского сада. Обойдя неработающий в это время года фонтан, Кики и Цуна скисли, выбрали скамеечку, постелили на мокрые доски пакетик, прижались друг к дружке, опустили зонтик пониже над головами, а потом дружно заявили, что хотят посидеть здесь подольше и полюбоваться статуями Лермонтова, Гоголя, Глинки и Горчакова. Иными словами, девочки захотели просто подремать под зонтиком. Усталость от ночного путешествия в плацкартном вагоне скорого поезда, всё-таки, напоминала о потере сил всё чаще и настоятельнее. Оставив Кики и Цуну любоваться окрестностями неработающего фонтана в Александровском саду, Брусника и Попрыгуша в моём сопровождении решили быстро добежать до Сенатской площади и хотя бы краешком глаза посмотреть на Медного всадника. Сказано - сделано! Конечно, по пути было очень много интересного. Памятник Николаю Михайловичу Пржевальскому позвал потереть нос бронзового верблюда, как полчаса назад мы утирали бронзу на носу памятнику Леонарду Эйлеру в Библиотеке Строгановского дворца. Исаакиевский собор заманивал свернуть влево и заглянуть внутрь громадного здания, а потом ещё и на Колоннаду забраться. Исаакиевская площадь со своими диковинками и Синим мостом звала посмотреть на Памятник Николаю Первому, установленному на двух точках опоры боевого коня. Подходя к Сенатской площади, появилось желание пройти дальше, к набережной Невы и потрогать осеннюю воду реки, или хотя бы посмотреть на широту волн. Увы, время торопило вернуться к оставленным на скамеечке под зонтиком в Александровском саду Цуне и Кики. Мы только успели подойти к Медному всаднику, посмотреть на памятник-символ Санкт-Петербурга, а потом сразу заторопились обратно, причём кратчайшей дорогой.

 

Кратковременная остановка на Сенатской площади позволила сделать хорошую фотографию на фоне Исаакиевского собора. Вот куда надо зайти обязательно! Надо будет зайти и внутрь храма, и на Колоннаду подняться. Две такие экскурсии значились в плане обязательных мероприятий. Но сейчас все торопились как можно скорее покушать в лучшем кондитерском кафе "Север", потом надо было добраться до театра "Балтийский дом".

 

На ужин было отведено, максимум, полчаса. Кафе "Север" расположено рядом с Дворцовой площадью. На Невском проспекте есть четыре таких кафе, поэтому всегда можно заскочить в ближайшее. В этот раз нашу дружную и очень шумную группу привлекала Арка Главного Штаба, но никаких отвлечений быть не могло. Иначе в театр опоздаем! А нам ещё надо было Носатку встретить. Коль так, то от Александровского сада путь лежал прямиком на Невский проспект и в ближайшее кафе с самыми вкусными лакомствами. Выбирать блюда времени тоже не было, поэтому заказ был сделан очень быстро. Кики предпочла дополнить пирожное тарелочкой салата, остальные путешественники в очередной раз довольствовались только сладостями. Большой горячий чайник можно доливать два-три раза. А то и четыре! Такое тоже бывало. Зная, что время очень ограничено, лакомства были поглощены практически моментально. Сказалась не только потеря энергии, но и промозглая погода Северной Столицы, призвавшая путешественников не столько покушать, сколько согреться крутым кипятком с очень ароматным запахом. Минут через десять мы были готовы отправиться в театр, но появилось время чуть-чуть отдохнуть на мягких диванчиках рядом с горячим большим чайником.

 

Цуна и Кики с удовольствием послушали несколько песен Вики Цыгановой - моей любимой певицы. Об этой исполнительнице я вспомнил, когда увидел афишу концерта при покупке билетов в театральной кассе. Время позволило найти в Интернете нужную песню. Какую? Об этом предпочитаю умолчать. На три минуты Цуна и Кики примолкли, прильнув ушами к динамику телефона, из которого не особо громко, не на всё кафе, раздавалась найденная музыка и голос певицы.

 

Песня Вики Цыгановой настолько понравилась школьницам, что следом была найдена вторая композиция. Главное, что после отдыха на скамеечке в Александровском саду, причём под зонтиком во время мелкого дождика, обе школьницы полностью согрелись горячим чаем, насладились ароматом какой-то специально выбранной для такой погоды заварки, восстановили запас энергии очень вкусными лакомствами, отдохнули, улучшили настроение, а потому стали готовы продолжить вечернее путешествие по Санкт-Петербургу. Но теперь нужно было действовать очень целенаправленно. Как можно скорее надо было добраться до станции метро Горьковская, дойти до театра "Балтийский дом", а потом у входа обязательно встретить Носатку, уже ехавшую к нам на электричке из города Ижоры. Это далеко! Часа полтора-два пути! План нашего маршрута появился сразу тут же, в лучшем кондитерском кафе "Север". По улице решили не передвигаться в такую сырую погоду, тем более, рядом расположена станция метро Адмиралтейская. Лучше под землёй посмотреть красочное оформление станций, чем собирать на зонтик несчётное множество капелек постоянно моросящего дождика. Так и поступили! Направились к выбранной ближайшей станции метро.

 

С одной пересадкой, но очень быстро мы добрались на метро до станции Горьковская. Стрелка на часах слегка перешагнула за цифру пять, поэтому можно было особо не торопиться, но и задерживаться не было смысла. В шесть часов начиналось представление в театре "Балтийский дом". От станции метро до театра минут десять неторопливого пути. Можно и за пять добежать, но в округе столько интересного, что обязательно придётся останавливаться хотя бы на минутку перед каждой диковинкой Северной Столицы. Рядом находится Памятник "Стерегущий". Конечно, к такой достопримечательности надо подойти и хоть мельком взглянуть на изваяние и вспомнить подвиг героев Русско-японской войны. Ну, а потом маршрут сразу повернул к "Балтийскому дому". Девочки предпочитали ориентироваться по современным электронным картам на телефонах. Мне такой способ прокладки маршрута не нравится. Полагаясь на память, я просто повёл нашу группу в нужную сторону. Здесь мне всё знакомо! О каких картах может идти речь?

 

Вечерело очень быстро. Первый день ноября напомнил всем о существенном сокращении светлого времени суток. Но цветная иллюминация и множество ярких фонарей вдоль парковых дорожек, наоборот, призывали даже не вспоминать о наступающей темноте. Вечерняя прогулка по Санкт-Петербургу подняла настроение, тем более, моросящий дождик обиделся и прекратился, видя, что путешественники не обращают на него ни малейшего внимания. Нам оставалось встретить Носатку, которая уже ехала на метро от станции Балтийская. Знакомый маршрут! Долго и много я ездил по нему, когда учился в Военном институте им. А.Ф.Можайского, а проживал в Петродворце. Носатке нужно было проехать на метро одну остановку от станции Балтийская до Технологического института, перейти на соседнюю линию, Петроградскую, потом проехать ещё три остановки до станции Горьковская, где мы уже стояли и постоянно перезванивались с восьмиклассницей по телефонам. Но мы решили не ожидать догоняющую нас путешественницу, а не спеша направиться к "Балтийскому дому", останавливаясь рядом с интересными парковыми достопримечательностями.

 

Мы планировали, что по пути от станции метро Горьковская до "Балтийского дома" обязательно придётся задержаться у нескольких диковинок Северной Столицы. Так и получилось. Наверное, минут двадцать занял осмотр уголка парка, посвящённого зодчим Санкт-Петербурга. Даже не знаю, когда создана эта композиция, но точно помню, что во время моего пребывания в Ленинграде такого не было. Небольшой участок парка отведён для макетов главных сооружений города Сразу бросается в глаза небольшая копия Исаакиевского собора. Мы решили обойти всю композицию, тем более, время требовало затормозиться, чтобы встретить догоняющую нашу группу Носатку. Дождик полностью прекратился, дав нам возможность закрыть зонтик, опустить капюшоны и свободно озираться по сторонам, радуясь осенней природе и ещё не полностью опавшей листве на самых стойких деревьях.

 

Рядом с Памятником "Зодчим Санкт-Петербурга" мы не то что задержались, а сфотографировались со всеми скульптурами. Город строился строго по плану. Насколько я помню, первопроходцем в архитектуре нового города был Леблон, полностью посвятившим свою жизнь планированию Города на Неве. Других архитекторов мы вспоминать не стали, время всё сильнее торопило продвигаться в сторону театра. Но и уходить от занимательного большого памятника просто так никому не хотелось. Мы знали, что вряд ли в этом путешествии ещё раз окажемся в этом уголке города. Коль так, то надо впитать максимум информации о новом памятнике, а потом наводить справки о деталях. Впрочем, так поступили не только мы. Вокруг этого памятника постоянно было много людей.

 

Как только наши замечательные ученики увидели на бронзовых скульптурах Памятника "Зодчим Санкт-Петербурга" натёртые до яркого блеска пальцы, тотчас ситуация прояснилась. Это всем хорошо знакомо! Это означает, что скульптуры волшебные, исполняют все загаданные желания, если потереть бронзовый палец. Естественно, узнав о такой особенности и хитрости Северной Столицы, никого было не оттащить от бронзовой композиции. Все увещевания о скором начале представления в театре были напрасным сотрясанием темноты за придорожными фонарями. Началось очень внимательное отыскивание натёртых частей бронзовых фигур. Как только кто-нибудь находил яркий блеск бронзы с отражением в ней вечерней иллюминации, тотчас вокруг собиралась толпа всех наших путешественников, и мне оставалось наблюдать за бесконечными и очень долгими нашёптываниями длинного перечня обязательных к исполнению желаний. Разве можно отрывать гостей города от такого важного занятия?

 

Архитекторов Санкт-Петербурга, запечатлённых в бронзе, оказалось так много, что наши замечательные ученики вскоре разбрелись и распределились по всей парковой композиции. На каждой статуе было волшебное место, ярко натёртое до блеска, подобного золотому украшению во время самого важного праздника. Санкт-Петербург в очередной раз удивил путешественников, призвал гостей не торопиться во время похождений по городу, вспомнить о волшебстве, загадать самые важные желания, а потом менее значимые, вплоть до самого последнего. Но обязательно все! Исполнится всё перечисленное! С такими помыслами и твёрдой верой в волшебство Северной Столицы нам пришлось задержаться почти у самого "Балтийского дома", в который уже непрерывным потоком заходили зрители. До начала представления оставалось менее получаса.

 

Ну, никак не отпускали наших замечательных учеников волшебные бронзовые статуи "Зодчих Санкт-Петербурга". Казалось бы, уже все бронзовые пальцы натёрты до блеска, все желания перечислены, причём не единожды и каждым гостем города, но очередная скульптура в очередной раз заставляла остановиться и обязательно уделить внимание не столько своей особе, сколько будущей судьбе гостя города.

 

Ситуация с волшебством повторялась опять и опять. Наконец, волшебные бронзовые статуи решили отпустить гостей города, видя торопливость проходящих мимо зрителей. До театра "Балтийский дом" оставалось чуть-чуть пути, за минуту добежать можно! С хорошим настроением и с верой в исполнение загаданного, правда забытого уже длинного перечня пожеланий, наши замечательные ученики заторопились к яркой входной двери в большое здание современного театра.

 

Моросящий дождик окончательно притих. Опавшая листва радостно шуршала под сапогами, а оставшиеся на ветках листочки ещё более радовали затянувшейся самой красивой порой года. Яркие парковые фонари придавали загадочность даже небольшому переходу по самой короткой дорожке. Вся округа предвещала прекрасный театральный вечер в Санкт-Петербурге. Оставалось только зайти в здание театра, показать билеты, а потом обязательно встретить нашу припозднившуюся путешественницу, уже бежавшую  по парку вслед за нами.

 

Возле театральной афиши произошла очередная остановка. Попрыгуша прочитала на громадном ярком плакате своё имя и ни в какую не хотела сделать даже одного шага, пока не узнает о новом для неё спектакле. Обязательно надо посмотреть! Увы, расписание не позволяло нам такую роскошь. Для осуществления такого хорошего желания надо жить в Санкт-Петербурге, а не наведываться на неделю.

 

Выразив недовольство театральным расписанием, Попрыгуша направилась к входной двери большого здания самой короткой дорогой, прямо по газону, уже заснувшему до весны.

 

Завершающее препятствие на пути в театр - это парапет, с которого обязательно надо спрыгнуть нашим неугомонным путешественникам. Без этого никак нельзя! Спрыгнули! Слава Богу, никто не навернулся в сумерках парковой аллеи. Теперь путь в театр свободен. Успели!

 

Перед входом в театр путешественники с гордостью указали на афишу с названием спектакля "Алые паруса". Именно на это представление стремились попасть наши замечательные ученики после поездки в город Киров. Три дня назад мы ступали по Вятской земле - родине Александра Степановича Грина, а теперь будем вникать в давние романтические помыслы писателя. Указав на афишу, все дружно пришли к выводу, что это волшебные Вятские Кикиморы наколдовали нам такой план мероприятий, а сказочные места Санкт-Петербурга подхватили  желания далёких северных волшебниц помочь путешественникам в их сложных похождениях. Разве могли мы без волшебной помощи купить билеты в театр? Купить без малейшей трудности! Кассир, наверняка, была заранее заколдована Вятскими Кикиморами, отложила шесть театральных билетов на самые хорошие и удобные места, а потом выдала нам заветные красочные кусочки картона. Волшебные статуи Санкт-Петербурга тоже вели нас точно в театр, прямо на представление по самой главной повести Александра Степановича Грина, изучаемого всеми школьниками. Всеми до единого! Не просто вели, а ещё и за временем следили, разрешив нашей группе и парком насладиться, и скульптурную композицию "Зодчие Санкт-Петербурга" осмотреть, и очередные желания загадать. Нет, без доброго, хорошего волшебства здесь точно не обошлось! В строго заданное время, за пятнадцать минут до начала представления, мы распахнули двери театра "Балтийский дом" и направились к гардеробу, снимая на ходу куртки и шапки. Где-то уже совсем рядом, в минуте пути от театра находилась Носатка. Восьмиклассница волновалась, что заблудится в толпе торопящихся зрителей. Мы поспешили по телефону успокоить девочку, будучи уверенными, что волшебные Вятские Кикиморы помогут не только нам, но и нашей хорошей знакомой.

 

Оказалось, что мы вошли в театр не в числе последних, уже опаздывающих, зрителей. Более того, сразу после нас на входе образовалась очередь, контролёры еле-еле успевали проверять билеты, в основном, электронные. Пока у гардероба не началось столпотворение, мы поспешили сдать куртки, шапки и сумки, чтобы потом более-менее спокойно принять надлежащий театральный вид.

 

Вообще-то, театральный вид начали принимать только девочки. Брусника и я ничуть не нуждаемся в подобной растрате времени у зеркала. Сняли куртки - готовы шагать в зал. Но нашим красавицам пояснять такие рациональные действия совершенно бесполезно. Намного проще запастись терпением на завершающие пять минут до начала спектакля. Запастись и созерцать полностью бестолковую суетню наших красавиц-путешественниц у громадного театрального зеркала. Ну, что там можно рассматривать? Однако, лучше не спорить. Бесполезно. Так мы и поступили!

 

Наконец, приготовления к входу в зрительный зал были завершены. Оставалось встретить Носатку. Восьмиклассница уже стояла в очереди перед контролёрами, но входной билет для девочки был у меня. Ничего страшного! Носатка подходила к контролёру с той стороны рамки, с улицы, а я уже стоял по эту сторону, в помещении. Девочке оставалось зайти в театр, а мне одновременно с её заходом показать билет с другой стороны. Всё было запланировано и отработано до мелочей. Издалека я увидел знакомую только по фотографии физиономию растерянной школьницы, моментально ободрившейся после того, как узнала меня, тоже по фотографии, увидев впервые. Пока зашедшие в театр ученики восседали на мягких диванчиках, у входа прошла успешная встреча ещё одной путешественницы, решившей на сутки присоединиться к нашей дружной и очень шумной группе.

 

Как только Цуна увидела вошедшую в театр Носатку, сразу произошла очень трогательная встреча подружек, сопровождавшаяся долгими-предолгими обнимашками. Однако, обнимашкам - минута, а делу - время! Зрители уже начали постепенно заходить в зал и рассаживаться по удобным креслам.

 

Носатка и Цуна не особо обращали внимание на стрелку часов, почти добежавшую до цифры 6. Спектакль вот-вот должен был начаться, но болтливым подружкам срочно нужно было обсудить что-то чрезвычайно важное. Иными словами, необходимо было просто и совершенно бесцельно поболтать ни о чём. Мои настоятельные советы, всё-таки, пробили шум этой болтовни и слегка убедили красавиц перенести обсуждение важных вопросов в зрительный зал. Но сначала нужно курточку и шапочку сдать в гардероб.

 

Народ постепенно прибывал, очередь у гардероба увеличивалась. Где-то уже не хватало номерков. Хорошо, что наша группа солидная, а потому ещё один номерок нам совершенно не нужен. Гардеробщица очень любезно согласилась повесить курточку Носатки на один из наших крючков.

 

До девочек, наконец-то, дошла необходимость как можно скорее сдать вещи в гардероб и поспешить в зрительный зал. Как до жирафа! Здравая мысль еле-еле пробилась сквозь обилие бесцельной и непрерывной болтовни, не имеющей в своей основе ни малейшего содержания. Кто сказал, что предложение - это законченная мысль? Абсурд полнейший! Послушайте разговор двух наших красавиц - сразу поймёте, что предложения могут рождаться даже без намёка на малейшую мысль. Это тот самый случай, когда опровергаются основные законы философии, когда форма полностью отрывается от содержания и начинает существовать независимо от него. Наверное, болтовня появилась на свет раньше чем Бог создал женщину!

 

Прервав на пару минут бессодержательные потоки слов, Носатка и Цуна последовали правилам театра, сдали вещи в гардероб. Но сдали, по-моему, чтобы как можно скорее возобновить одновременное словоизлияние, не особо слушая друг друга, но зная при этом, что слова составляют основу мироздания, в отличие от мыслей, появляющися в головах девочек изредка где-то наверху, над удивлёнными возгласами о рождении каких-то непонятных звуков,  рождении чего-то нового, совершенно необъяснимого никакими логическими правилами.

 

Наконец, наша дружная и очень шумная группа, теперь уже из шести человек, была полностью готова вникнуть в смысл представления, которое вот-вот должно было развернуться на сцене театра "Балтийский дом". Но сначала надо зайти в зрительный зал и занять места согласно купленным билетам.

 

Я успокоился только после того, как наши замечательные ученики чинно расселись по креслам зрительного зала. Не просто расселись, а внимательно проверили номера занятых ими мест. Всё правильно! Как ни странно, но в зале болтовня красавиц не возобновилась. Наверное, театральная обстановка подействовала на какие-то первичные зародыши разума и переключила внимание девочек-болтушек на предстоящий спектакль.

 

"Алые паруса" - это очень интересно! Действию на сцене предстояло развернуться довольно длительно, часа на три. Я предложил ученикам постараться ухватить основную мысль повести Александра Степановича Грина. Во всяком случае, так советовал делать учитель литературы Игорь Дмитриевич мне и всем ученикам во время обучения в школе,  причём после ознакомления с каждым произведением. Для повести "Алые паруса" такая мысль выражается устами всех читателей и звучит повсюду: "Чудеса надо делать своими руками!" А как для других произведений писателя-романтика? Здесь каждый волен самостоятельно дополнять повествование автора, не меняя основного смысла только что прочитанного произведения. Например, в "Блистающем мире" я вывел фразу: "Я хотел показать мир, но не завоевать его!" В других произведениях Александр Степанович Грин даёт подсказку читателю. В "Бегущей по вонам" он говорит словами Фрези Грант: "Я бегу, тороплюсь помогать людям!" В "Происшествии на улице Пса" очень грустно звучит финальная фраза автора после самоубийства главного героя: "Значит, ему чего-то не хватало". В "Коменданте порта" с грустью вспоминаются слова закулисного героя: "Никто не мог спрашивать так как надо о только что совершённом плавании". В "Словоохотливом домовом" есть то, что не в силах понять нечеловеческий разум. В "Телеграфисте из Медянского бора" 60 километров пути противопоставляются мнимому поиску совершенства общества. Даже в "Автобиографической повести" я вывел собственное отношение к произведению автора: "Как он выжил?" Долго можно перечислять произведения Александра Степановича Грина и выражать собственное отношение к описанным в них действиям. Но сейчас нам всем предстояла намного более простая задача - понять смысл повести "Алые паруса". Предстояло осмыслить происходящее уже не по книге, а по сценическому представлению, намного более сильно воздействующему на эмоции, чем строки обязательного школьного произведения, читаемого часто ради оценки в журнале. Хорошо, если читаемого! Вообще-то, произведения А.С.Грина не особо любят ставить в театре. Да и фильмов по ним снято не так уж много. "Алые паруса", "Блистающий мир", "Бегущая по волнам" - больше не припомню. Нам повезло, что удалось попасть на спектакль столь редко вспоминаемого в театре писателя-романтика. Не просто попасть, а купить билеты ровно через три дня после возвращения с Вятской земли, из города Кирова - родины Александра Степановича Грина. Конечно, после таких значимых событий наши замечательные ученики были полностью готовы не только впитывать содержание повести, но ещё и критично переосмыслить сценическое действие. Всё-таки, "Алые паруса" - это не пьеса, а Грин - не драматург, в отличие, например, от хорошо всем известного Александра Николаевича Островского, спектакли которого мы уже обсуждали всем школьным кружком.

 

Во время представления фотографировать запрещено, поэтому следующие снимки появились только в антракте, когда возобновилась полностью бессодержательная болтовня Носатки и Цуны, стихшая при потухшем свете зрительного зала. Ну, никак не могли девочки насмотреться друг на друга за сутки совместных экскурсий нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки".

 

Бесцельно-бессодержательная болтовня школьниц во время антракта возобновилась с такой новой энергией, что я решил постоянно сопровождать Носатку и Цуну, особенно во время лестничных переходов, напоминая подружкам, что лестница состоит из ступенек, которые желательно не игнорировать, чтобы избежать синяков и разбитых носов.

 

Небольшой антракт, минут десять, позволил слегка размять косточки, подвигаться и запастись усидчивостью на вторую часть спектакля. Попрыгуша очень радовалась, что постановка была на Большой сцене театра "Балтийский дом". Эта радость стала противовесом экскурсии в Кировский драматический театр, совершённой шесть дней назад, большая сцена которого находится на реставрации для подготовки к празднованию 650-летия города Кирова. Хотя бы здесь посмотрели на главную сцену! В таком радостном настроении проходил театральный вечер первого дня нашего пребывания в Северной Столице.

 

Во время второй части представления я опять закрыл объектив фотоаппарата, телефон с камерой тоже убрал. Очередные снимки появились только во время завершающих долгих аплодисментов, когда исполнители ролей выходили на сцену, радостно встречаемые публикой. Обсудить будет что! Но это потом. Спектакль поставлен замечательно! Действие развёрнуто очень близко к тексту. Конечно, постановкой не заменить книги, но вполне реально значительно дополнить повесть собственными суждениями режиссёра и артистов об интересном сюжете.

 

Обычно школьников не так просто заставить или, тем более, убедить прочитать очередное программное литературное произведение. Зато здесь даже приглашать не надо! Сразу единогласно согласились пойти в театр, а после спектакля долго-долго вместе с другими зрителями благодарно аплодировали артистам.

 

Декорации всем запомнились надолго. Алые паруса постоянно были на сцене. Теперь-то никто не забудет название самой известной повести Александра Степановича Грина.

 

Наши замечательные ученики не только побывали в театре в очередной раз, но сразу же стали листать афиши Петербурга, выискивая очередные очень важные события. Увы, даже это вечернее мероприятие не значилось в наших планах, появилось нежданно-негаданно, случайно, если, конечно, это можно назвать случаем. Слишком мало времени у нас в Санкт-Петербурге, а работы и желаний очень много. Хорошо, хоть в этот театр попали, пусть даже обессиленные, после ночного путешествия по железной дороге! Наверняка, волшебство Вятских Кикимор помогло. Без него - никуда!

 

Благодарные зрители очень долго не отпускали артистов со сцены, заставляя их много-много раз раскланиваться. Однако, пора и честь знать. Спектакль, всё-таки, школьный, а время уже далеко не детское. А нам, тем более, обязательно надо поужинать, потом довольно долго добираться до гостиницы на Кирочной улице, потом надо заселять в номер Носатку, потом научные доклады репетировать... Ой, сколько этих потом постоянно преследуют замечательных учеников нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки"!

 

После окончания представления мы не торопились покидать театр. Очередь в гардеробе очень большая. Чем напрасно терять драгоценные минуты в душной толпе, намного интереснее и полезнее погулять по большим театральным залам, посмотреть портреты артистов, декорации, музейные экспонаты, порадоваться простору и яркому свету, который через несколько минут должен замениться ночной темнотой с отблесками уличных фонарей.

 

В любом театре есть что посмотреть. Больше всего наши ученики любят отыскивать портреты исполнителей только что завершившегося представления. Очень интересное занятие!

 

Часов в девять вечера мы вышли из театра, поблагодарив работников. Вышли, как обычно, в числе последних зрителей. Ночная погода нас порадовала в очередной раз. От дневного моросящего дождика остались только мокрые следы на тротуаре и мостовой. Осенняя листва просохла и на деревьях, и на газонах. Хоть сейчас по ней бегай! На улице тепло. И вообще, на берегах Невы морозов не бывает, хотя прохлада - обыденное явление. Не особо позднее время позволяло не торопиться. Только ужин призывал хоть куда-нибудь зайти и хоть как-то восстановить запасы энергии в растущих организмах, в которых, впрочем, давным-давно уже всё выросло. Я предложил ужинать в круглосуточной Столовой №1 на Площади Восстания, на что получил дружный, единогласный, громкий, уверенный ответ хором: "Нееееет!" Ну, на нет и суда нет. В кафе "Север" вряд ли успеем. Где будем ужинать? Школьники взяли в свои руки инициативу в виде современных компьютеров-телефонов.

 

Потыкав пальчиками в яркие экраны электронных устройств, все дружно закричали. что рядом находится какой-то "Бургер", точного названия которого я не помню. Ну, пусть будет так! Главное, чтобы в животе каждого на ночь улёгся плотный и сытный бутерброд. Конечно, в гостинице есть какие-то припасы. Но разве печенья и сухарей хватит на сладкий и сытный сон после трудной ночной дороги в плацкартном вагоне. Я был на всё согласен, поэтому сразу последовал за учениками, перед глазами которых светился маршрут нашего небольшого перехода от театра до столовой. По-моему, метров пятьдесят прошли, повернули и поднялись в современное здание. Очень хорошо! Кушаем!

 

Чем-то удалось перекусить, чтобы голодными спать не ложиться. Девочки даже с собой купили пакетики с бутербродами. Я такую пищу не одобряю, но за неимением лучшего приходится смириться с тем, что есть. Получаса было вполне достаточно, чтобы немного восстановить запасы энергии организмов для путешествия на метро до Невского проспекта, а оттуда на троллейбусе до гостиницы. Постепенно мы выучили нужные номера маршрутов. Очень хорошо подходит троллейбус №7, почти до самой гостиницы доставит.

 

Около одиннадцати часов наша делегация нажала кнопку сигнала у ворот гостиницы. Дежурная администратор была предупреждена, знала, что мы появимся именно в это время, поэтому замок сразу щёлкнул и впустил припозднившихся путешественников сначала во двор здания, а потом в саму гостиницу. Оформление документов для заселения Носатки заняло минут пять, не больше. Только отдельный номер пришлось ещё занять, в который потом, через два дня, приедут Василюня и Леся. По-моему, такими сложными переселениями мы доставили очень много забот работникам гостиницы. Но очень скоро все трудности были преодолены. Сытые и довольные участники Алфёровской конференции начали готовиться к полноценному отдыху.

 

Цуна и Носатка решили эту ночь провести в одном гостиничном номере. Пришлось перетащить постель Цуны на другой этаж, оставив Кики ночевать в одиночестве. Правда, за стеной разместилась Попрыгуша, поэтому никому не было страшно. Но я думаю, что даже в одиночестве никто из наших учеников не побоится пребывать в гостиничном номере. Администратор гостиницы ничего не поняла в замысловатых действиях школьниц, махнула рукой, пожелала спокойной ночи и ушла дежурить в служебное помещение, встречать других гостей. Приближался праздник Народного единства, поэтому делегации приезжали в Санкт-Петербург из многих городов России. Например, рядом с нами поселились школьники из Якутии, с ними мы познакомились несколько позднее. Сегодня все выбились из сил, срочно требовался полноценный отдых.



Отдых - это хорошо. Но Попрыгуша обязательно хотела повторить научный доклад перед выступлением на Алфёровской конференции. Выступление через три дня, но репетиций мало не бывает. Это правило студентка 2-го курса Московского авиационного института усвоила  очень хорошо. Особенно полезны репетиции перед сном. Сразу всё запоминается!

 

Примеру Попрыгуши последовала Кики. Школьнице предстояло выступить на Алфёровской конференции с двумя докладами. Забравшись под одеяло, ученица нашла силы для выполнения главной обязанности, а потом забылась до восьми часов утра. Другие ученики тоже провели репетиции докладов, собрав последние силы этого трудного и насыщенного событиями первого дня пребывания в Санкт-Петербурге. Спать! Будильники заведены с таким расчётом, чтобы завтра к открытию музеев все не только проснулись, но ещё и успели плотно позавтракать. Подъём в восемь часов. В половину девятого выходим. На отдых отведено восемь часов, как в армейском распорядке дня.

 

     Главным итогом первого дня пребывания в Санкт-Петербурге стало полное и уверенное вхождение наших замечательных учеников в насыщенную событиями жизнь Северной Столицы. Не забывая об основных обязанностях, о подготовке к Алфёровской конференции 4-6 ноября, был составлен такой напряжённый план познавательных мероприятий, что я усомнился в его реализации. Но оказалось, что план не только был выполнен, а намного перевыполнен. Ну, кто бы мог подумать, что после бессонной ночи в плацкартном вагоне наши замечательные ученики успеют побывать и в Строгановском дворце, и в театре "Балтийский дом", не говоря о прогулках по Историческому центру города и заходах в лучшее кондитерское кафе "Север"? Так и будем продолжать работать! На грани возможностей, с минимальным отдыхом, помня о главных обязанностях, о научной работе. Отдохнуть дома сможем, после возвращения. Заодно не спеша осмыслим результаты прошедших научно-познавательных путешествий.

Категория: События | Добавил: Vladimir
Просмотров: 163 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Поиск

Copyright MyCorp © 2024