Понедельник, 29.04.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр физико-математического образования

Категории раздела
События [708]
Так мы работаем!
Для студентов [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Архив событий (с файлами)

Главная » Файлы » События

XXIV Школьные Харитоновские чтения. Город Саров, Нижегородская область. 15-18 февраля 2024 г. Второй день. 16 февраля.
06.03.2024, 10:44

     XXIV Школьные Харитоновские чтения. Город Саров, Нижегородская область. 15-18 февраля 2024 г. Второй день. 16 февраля. Главная задача на этот день - конкурсные выступления школьников перед членами научного жюри. Как обычно, основная работа была дополнена нашими инициативными планами. Пока школьники докладывали результаты выполненных за год работ, я успел дойти от Лицея №15 до Памятника природы Серебряные ключи и вернуться обратно. После обеда мы отклонились от маршрутной карты организаторов мероприятия, сначала присоединились к соседней экскурсионной группе, потом надолго задержались в Музее ядерного оружия, затем отсоединились от соседней экскурсионной группы, погуляли по Саровскому монастырю, зашли в магазин, купили покушать, пешком дошли до Школы №20, познакомились с руководством школы, наконец, победили в викторине, как в прошлом году.

 

И всё-таки, главным героям этого дня стал я, потому что в одиночестве совершил дальний поход к Памятнику природы Серебряные ключи. Пять часов шагал по лесной чаще Мордовского заповедника!

 

Школьники тоже отличились в этот день. К Серебряным ключам они сходить не смогли, потому что олимпиаду выполняли. Зато все трое дружно посидели в... Ну, как бы это правильно сказать? В хвостовой части Царь-бомбы, то есть в парашютном отсеке. Это самая мощная термоядерная бомба, какая только была взорвана за всю практику испытаний ядерного оружия. 50 Мегатонн тротилового эквивалента! Сами представляйте, сколько это будет вагонов обычной взрывчатки. Втроём вполне можно разместиться в парашютном отсеке. Через два месяца мы опять планируем побывать в городе Сарове на конференции "Музруковские чтения 2024" в Саровском Политехническом техникуме имени Бориса Глебовича Музрукова. Приедут 8 школьников и две студентки. Интересно, десять человек поместятся в ... отверстие макета самой мощной бомбы? Подумаем. Проверим. Посмотрим. Сфотографируем.

 

Каждый мечтает посмотреть и потрогать Царь-бомбу, но далеко не каждому выпадает такое счастье!

 

Ко мне удача тоже повернулась. Девятый раз в Сарове!

 

Имя Преподобного Серафима Саровского встречается буквально на каждом шагу самого секретного города России, а в Музее ядерного оружия отдельная комната посвящена жизни, подвигам и сбывшемуся предсказанию Старца о будущем Саровской земли.

 

Всё более и более Саров становится знакомым городом для наших замечательных учеников и меня тоже. Колокольню Саровского монастыря видно из многих мест города, но вблизи она воспринимается как настоящее чудо. Вчера вечером мы протискивались сквозь малую щель центральных ворот колокольни, чтобы зайти в Саровский монастырь, но оказалось, что справа громадная калитка распахнута настежь для пешеходов. Разве это не чудо? Вот так город Саров учит всех мыслить и не ломиться в распахнутую дверь.


Второй день пребывания в городе Сарове начался очень рано. Конечно, не так рано, как вчера, но всё равно затемно. В половину седьмого я разбудил школьников очень деликатным стуком в двери гостиничных номеров, от которого почему-то в коридор выглянули соседи, тогда как те кому был адресован этот сигнал продолжали наслаждаться утренними сновидениями. Думаю, что соседи не в обиде, потому что учителя, как и я, начали расталкивать сонных участников конференции, постоянно напоминая, что через час от Профилактория РФЯЦ отъедет последний автобус. Отъедет - придётся пешком шагать до Лицея №15. В этот день завтрак был запланирован в Лицее, на него отводился час, потому что с девяти часов постепенно начинали работу научные секции конференции. Василюня проснулась быстро, соседка-ученица из Тамбова втала ещё раньше и готовилась к предстоящему трудному дню. Зато Голубка и Бруснику пришлось будить довольно долго. Хорошо, что вещи были собраны с вечера! Точнее, даже не распакованы с утра прошлого дня. Демонстрационная установка Голубка помещается в небольшой коробочке из-под обуви. Самая большая сумка у Василюни, но поклажа не особо тяжёлая, даже лёгкая, тем более, передана Голубку. У Брусники сумка самая большая, но зато лёгкая, нагружена пенопластовыми деталями. Моя поклажа состояла из сумки с фотоаппаратом и распечатанных конкурсных работ школьников.. Первые экземпляры работ ученики сдали вчера утром, во время регистрации, а вторые мы всегда имеем в запасе, чтобы ни от кого не зависеть в предстоящей конференции. Без десяти восемь наша дружная и очень шумная группа в числе первых проснувшихся участников мероприятия вышла из Гостиницы Профилактория РФЯЦ. Снегопад порадовал всех и утром, и вечером. Наверное, погоде оказалось мало высоты окружающих сугробов? А может, надо было скрыть поглубже под пушистым снегом вчерашнюю корочку наледи, чтобы ученики продолжили барахтаться в снегу в более комфортных условиях? Правда, перед конкурсом никто не стал прыгать в сугроб, как вчера. Даже Голубок решил сохранить ботинки сухими, зная, что до обеда придётся сидеть в кабинете, слушать доклады, выступать перед учёными, а с мокрыми носками - это не очень комфортно. К восьми часам мы первыми вошли в автобус, как самая дисциплинированная группа.

 

Василюня - самая опытная участница конференции, знает все тонкости планов и графиков работы мероприятия. В этот день, в день докладов, надо как можно скорее зайти в столовую Лицея №15. Первыми надо зайти! Так и получилось. Если слегка промедлить, то у входной двери в столовую соберётся такая толпа, что потом придётся дольше стоять в очереди, чем сидеть за столом и наслаждаться вкусным завтраком с горячим какао. Брусника и Голубок сразу уяснили слова школьницы, я тоже полностью согласился с убедительными доводами опытной путешественницы, а потому в столовую мы не то что вошли, а даже вбежали первыми, в очередной раз удивив организаторов и работников своей дисциплинированностью и оперативностью работы. Пока другие делегации подтягивались, мы не спеша успели позавтракать. Завтраки в Лицее №15 замечательные! Во всяком случае я постоянно прошу у работников два стакана какао, чая или сока, а мне предлагают даже три. Да ещё и тарелочку с картошкой или макаронами подвигают поближе не одну, а сразу обе. А рядом разложены конфеты, печенье, вафли - всё предусмотрено для исполнения любого каприза самого взыскательного ученика. Однако утром 16 февраля нам было не до капризов, потому что нужно было как можно быстрее собрать и подготовить демонстрационные конкурсные установки. Поблагодарив хозяев столовой и организаторов мероприятия, школьники после завтрака побежали готовиться к конкурсным докладам. Другие ученики ушли на завтрак, а мы уже пришли с завтрака! В полнейшей свободе Василюня уселась посередине школьного коридора и минут за двадцать быстро прикрутила рычаги к сложному необычному механизму. Перетащив длинную конструкцию в секционную аудиторию, найдя для демонстрационной установки самое удобное место, ученица отправилась руководить Голубком и Брусникой, не знающими, как себя вести в новой обстановке. Это только в первый раз новой, потому что через год школьники тоже освоят особенности графика работы в этот трудный день. Только бы отборочный тур пройти успешно, как в этом году!

 

В это рабочее утро события не протекали, а мелькали мимо участников конференции, особенно мимо наших замечательных учеников. Без десяти восемь школьники вышли из Гостиницы Профилактория РФЯЦ, через пятнадцать минут уже сидели в столовой и завтракали, через полчаса собирали демонстрационные установки и готовились предстать перед  членами научного жюри. Быстрее всех работала Василюня, постоянно подгоняя Бруснику и Голубка. Ну, кто мешал двум нашим нерадивым ученикам забежать в столовую Лицея №15 сразу после гардероба? Хорошо, что успели зайти откуда-то до сбора очереди! Выслушав от опытной ученицы наставления, новенькие участники конференции решили не отдаляться от школьницы, но всё равно продолжали болтать о каких-то компьютерных игрушках. Дитятки малые! Посмотрев на недорослей, Василюня ускорила сборку машины и подготовку к докладу, чтобы переключиться на руководство обоими школьниками, шатающимися по коридору без малейшей цели в самое напряжённое время перед началом работы научных секций.

 

В половину девятого, когда другие делегации только зашли в столовую Лицея №15, наши ученики уже успели позавтракать. А Василюня к этому времени успела ещё и свою машину-гусеницу собрать, перетащить в школьный кабинет, где будет работать её научная секция, выбрать лучшее, самое удобное место, испытать, а потом переключиться на руководство двумя нерадивыми, растерявшимися в новой обстановке школьниками, Брусникой и Голубком. Какая может быть растерянность после завтрака? Сыт и доволен! Значит, надо быстро искать свою секцию, перетаскивать сумку с пенопластовыми моделями в кабинет с табличкой, на которой значатся фамилии докладчиков, занимать лучшее место, готовиться, собирать, устанавливать, проверять, уточнять - всего не перечислить. Пусть в это время другие завтракают! Нам проще, свободнее. Объяснив очень доходчиво и самыми подходящими словами обстановку сначала Бруснике, а потом Голубку, Василюня стала контролировать утреннюю деятельность двух нерадивых чад. Вроде бы, работа пошла. Во всяком случае, Брусника перестал задавать глупейшие вопросы: "А можно? Не заругают?" - вместо этого принялся за важное дело, и очень скоро один из рабочих столов школьного кабинета информатики был нагружен почти невесомыми пенопластовыми деталями модели интересного строительного сооружения. Голубку проще, ему всего-то надо небольшую коробочку от обуви вынуть из рюкзака и достать бумажные модели космических аппаратов, способные изменять форму. Быстро или медленно, но наши замечательные ученики под руководством Василюни своевременно, до начала суеты, подготовились к выступлениям перед членами научного жюри, не только установки собрали, но ещё и работу компьютера проверили, все слайды презентаций пролистали. Когда началось столпотворение, все мы с удовольствием посматривали на задержавшихся в столовой школьников, переваривая горячий завтрак и думая о предстоящих докладах. Это школьники думали! А у меня появился другой план. Но о нём позднее...

 

Василюня так активно руководила Брусникой, что я отошёл от руководства процессом подготовки учеников к выступлениям. Все готовы! Хорошо, когда есть что показать окружающим. Мы приехали не только свои достижения демонстрировать, но и на работы соседей посмотреть. До позапрошлого года я заходил в секционную аудиторию "Физика", чтобы послушать доклады школьников. Вообще-то, присутствие руководителей на заседаниях секций не то чтобы запрещено, а не рекомендуется. Разрешение на такое присутствие выдаёт председатель секции индивидуально каждому педагогу. Но с прошлого года я решил не испрашивать такого дозволения. Решил оставить школьников наедине с учёными не потому что мне не интересны их доклады. Ни в коем случае! Напротив, я всегда с удовольствием слушаю каждое выступление, чтобы потом вместе разобрать ошибки. Каждый доклад для ученика - это очередная репетиция к следующему научному мероприятию. Но с прошлого года я нашёл намного более важное занятие - одиночное путешествие к Памятнику природы Серебряные ключи. Коль так, то в этом году я решил повторить такой замечательный поход. Всей группой мы тоже отправимся гулять по зимнему лесу, но сначала надо провести разведку. Сказано - сделано! Убедившись, что наши замечательные ученики полностью самостоятельно или под руководством Василюни подготовились к выступлениям, я спустился в гардероб, надел куртку и на пять часов был таков! Ищите меня на узеньких тропиночках сосновой чащи Мордовского заповедника!

 

Школьники остались выступать на секциях. Василюня и Голубок работали на секции "Физика", но на разных подсекциях, в разных школьных кабинетах. Брусника выступал на секции "Информатика". Когда я посмотрел на график докладов, в очередной раз проникся уважением к труду наших замечательных учеников. Увы, впервые на этом мероприятии мерзрсть и гадость залила этот график, но о плохом в святом городе Сарове я говорить не хочу, быть может, позднее, когда вернусь напишу рассказ с красочными эпитетами об одной "чрезвычайно интересной работке", вклинившейся в список докладов. А сейчас я иду к Серебряным ключам, оставив всё плохое плохим людям.

 

Вообще-то, для путешествия от Лицея №15 к Серебряным ключам и обратно вполне достаточно четырёх часов. Это проверено многими годами. В этот раз я тоже планировал вернуться к часу, к обеду. Но я не учёл, что зима очень снежная. Тропинки занесены, по лыжне идти не очень хорошо и удобно. Узкая тропиночка повела меня куда-то левее обычного маршрута. От Лицея №15 до большой просеки дорога широкая, расчищенная трактором. Но это приблизительно полтора километра. Потом ещё почти три раза по столько надо шагать по тропинке, по которой выгуливают собак. Горожане предпочитают запасаться здоровьем только до большой просеки, дальше плаката мало кто ходит. Но именно потом начинается самое интересное. От большой просеки надо дойти до малой расчищенной лесной полосы, потом повернуть налево, прошагать с полкилометра и снова свернуть в лес, но уже направо. В этом путешествии я сразу почувствовал новизну маршрута. От плаката и шлагбаума на большой просеке тропинка постепенно стала забирать влево. Я начал беспокоиться. Попробуйте-ка сами путешествовать в зимнем не особо знакомом лесу! Потом от тропинки вправо ушла лыжня. Конечно, заблудиться здесь никак нельзя. Шагай влево - всегда выйдешь на дорогу от Профилактория РФЯЦ до Лицея №15! Но у меня была другая цель путешествия - Серебряные ключи. Я рассудил, что если тропинка протоптана, то люди именно по ней ходят за родниковой водой. Правильно рассудил, но шагать пришлось немного дальше и дольше, наверное, лишний километр прибавился по сравнению с прошлогодним маршрутом. Запас времени был, поэтому я с удовольствием останавливался чуть ли не на каждом шагу и всматривался в заснеженную округу. Посмотреть есть на что! Такого в городе не увидишь!

 

Перед выездом из Москвы в город Саров школьники и я начали читать книгу "Серафим Саровский" Валентина Александровича Степашкина, историка и местного краеведа. Но читать - это одно, а осознать и почувствовать слова первых прибывших в Саровскую чащу монахов - это совершенно иное! Первые монахи отмечали, что сосны стоят порой так близко друг к другу, что руку между ними не просунуть. Конечно, это гипербола, преувеличение, руку просунуть можно, но продвигаться в такой чаще весьма затруднительно. Даже по тропинке одному путнику шагать страшновато, тем более, местные жители говорят, что в чаще даже медведи водятся. Сосновый бор сохранился благодаря Указу Петра Первого, запрещающего вырубку корабельного леса. Указ перестал действовать, когда постепенно парусники начали заменяться пароходами, надобность в корабельной древесине резко сократилась, зато сохранилась и преумножилась растительность Мордовского заповедника.

 

Тропинка всё больше и больше забирала влево, а не вправо, как обычно в прошлые годы. Сначала я волновался, но потом быстро понял обстановку. Не напрасно в своё время у меня был третий разряд по спортивному ориентированию на местности! Я сразу понял, что в этом году отдыхающие проложили тропинку левее, чтобы поскорее выйти на лесную автомобильную дорогу, ведущую от Профилактория РФЯЦ к Серебряным ключам. Вышел - шагай по колее! Не интересно. Однако, не в целину же следы прокладывать в глубоких сугробах? Очень скоро мой прогноз оправдался, показалась дорога, которой пользовались ленивые отдыхающие, не желающие шевелить ногами, предпочитающие греться на мягких автомобильных креслах. Выйдя на дорогу, я повернул направо. Вот где заблудиться никак нельзя! Впереди и слева, если шагать к Серебряным ключам, находится большая пойма болота, по краю которого протекает река Сатис. По дороге шагать не так интересно, как по лесу. Радость возобновилась только рядом с ярким столбом-указателем Памятника природы Серебряные ключи. Рядом отдыхающие слепили громадного снеговика. Тоже хорошее развлечение! Вот так в одиночестве почти за два часа я добрался до запланированного пункта, пока школьники выступали с докладами перед членами научного жюри.

 

Речка Сатис здесь узенькая, не такая, как в городе, где мы её по большому каменному мосту переходили. Ни разу не видел, чтобы она замерзала в этом месте. Наверное, тёплая вода из-под земли согревает округу, не позволяя морозу проявить полную силу.

 

Знакомое лесное место и низина реки порадовали меня. Всё-таки, не особо близкое путешествие пришлось совершить, чтобы насладиться лесными видами. Помню, первый раз я путешествовал сюда в 2016 году, ровно восемь лет назад, тоже один, но по более короткому маршруту, от Профилактория РФЯЦ, по автомобильной дороге. Короче, удобнее, быстрее, но зато не так интересно, как во время прогулки по лесу, особенно по незнакомой тропинке.

 

Рядом с родниками я заметил изменения. Хорошо помню, что восемь лет назад здесь было шесть струек воды, а теперь только две выбивались из-под земли, из-под крутого берега. Может быть, мороз урезонил поток подземных вод? А может быть, сила родников постепенно уменьшается? Кто знает? Но я радовался даже единичной струе, наполнил бутылочку водички, напился вдоволь, не опасаясь заболеть. Местные жители знают, что какая бы холодная воде не била из ключа, какой бы мороз не лютовал в округе, воду можно смело пить, запасаясь здоровьем, не боясь при этом ни простуды, ни ангины, ни гриппа - никаких болезненных напастей. Большое количество серебра, растворённого в воде, убивает все плохие микробы. Космонавты на орбите пьют подсеребрённую воду. Уж если на орбите такой напиток ценится, то здесь, в лестной чаще возле речки Сатис и подавно надо радоваться возможности запастись не только здоровьем, но и радостным настроением на долгие дни вперёд, даже на годы. Далеко не каждому посчастливилось побывать здесь!

 

Обратный путь не так страшен - всё разведано. За два часа можно не спеша покружить по тропинкам, но теперь уже отдаляясь от часовенки с Иконой Преподобного Серафима Саровского и Богородицы Умиление. Чуть подальше я кинул монетку в реку Сатис, чтобы ещё раз побывать здесь, дай Бог, через два месяца, весной во время проведения конференции "Музруковские чтения 2024". Кинул, загадал желание, а потом зашагал по автомобильной дороге в обратном направлении, отыскивая приметы поворотов на нужную тропинку.

 

Примет в лесу всегда много! Не напрасно я в детстве все каникулы проводил в лесной деревне. Спиленная сосна привлекла моё внимание надолго. Конечно, надо посчитать колечки на ровном спиле ствола. Не буду говорить, сколько их здесь. Сами палец передвигайте по стволу! А если получится удерживать взгляд от цента до коры, или от коры до середины, кому как удобнее, то потом сравните спиленное дерево с Сосной Преподобного Серафима Саровского, которую вчера все мы обнимали, загадывая хорошие желания для обязательного исполнения. Конечно, та намного толще. А это дерево, не пойму, зачем спилили? Вроде бы, крепкая древесина, не трухлявая сердцевина. Наверное, ветром повалило высокий ствол на мягком, непрочном грунте, постоянно подмываемом и речкой Сатис, и обильными подземными водами. Кто знает? Но как бы то не было, есть возможность изучить возраст дерева и сопоставить его с толщиной ствола. А для меня это была очередная примета на пути, теперь уже от Памятника природы Серебряные ключи до Лицея №15.

 

Моё путешествие к Серебряным ключам продолжалось почти пять часов. Вернуться в Лицей №15 я смог только к обеду. Но как только вернулся, сразу встретил радостных докладчиков. Все довольны! Обед уже начался, но сначала мы решили разобрать демонстрационные установки, чтобы потом быть полностью свободными от научных забот и перейти к реализации вечернего плана работы. Бруснике проще всего упаковать лёгкие пенопластовые детали в большой хозяйственный пакет. Василюне пришлось повозиться полчаса с гаечками и винтиками многочисленных рычагов необычной машины. Как только установки были разобраны и упакованы для обратного путешествия из Сарова в наш подмосковный город Королёв, мы отнесли сумки в гардероб и оставили их до завтра, до вечера. Завтра вечером в лицее запланирован очень интересный спектакль, на который мы единогласно решили пойти. Театральная студия Лицея №15 известна всей России! Разве можно пропустить очередную новую постановку? Тем более, работники лицея накануне так заинтриговали школьников новой пьесой, что все другие дела были отложены, а вечерняя строка в плане работ была обведена толстой красной линией. После обеда остаток дня был посвящён экскурсиям и вечерней викторине в Школе №20. Экскурсии проводятся по группам. У каждой группы свой цвет бейджиков. Мы были "Фиолетовыми". Но организаторы конференции давным-давно привыкли, что цвет бейджиков наших учеников способен очень быстро, моментально изменяться. Хамелеоны! Так было и в этот раз. Даже не знаю, какие экскурсии были запланированы для нашей "Фиолетовой" группы. По-моему, экскурсия по городу и на Дальнюю Пустыньку Преподобного Серафима Саровского. Но мы-то там уже побывали вчера. Причём не просто так побывали, а чтобы сегодня освободить дополнительное время для подробного изучения Музея ядерного оружия города Сарова. Только туда! Причём обязательно до самого вечера, пока нас не выгонят из громадного здания. Не выгонят - это так, к слову сказать. Экскурсоводы и охранники хорошо запомнили нашу группу по прошлым годам. Мы постоянно остаёмся в этом музее на две смены. Разве можно за час даже бегло осмотреть интересные экспонаты, каких нет нигде в России, да и в Мире тоже? Коль так, то по пути от лицея к автобусам мы сразу начали уточнять, какая группа поедет смотреть ядерные бомбы. Как только уточнили, цвет наших бейджиков моментально изменился до нужных оттенков и направил к соседней экскурсионной группе, хотя организаторы продолжали ворчать и напоминать нам о недисциплинированном поведении. Пускай! Поворчат и перестанут!

 

Интересные события в городе Сарове мелькают так быстро, что мой фотоаппарат еле-еле успевает запоминать самое важное. Час назад Василюня раскручивала гайки в своей необычной машине, а теперь школьница второй раз зашла в Музей ядерного оружия. Голубок и Брусника здесь впервые, а я в девятый раз. Нам повезло! Экскурсовод замечательная! Помнит нас по прошлому году. Экскурсия продолжается минут сорок, причём с демонстрацией фильма на широком экране, потом есть минут двадцать, чтобы самостоятельно обойти все экспонаты. Естественно, как только экскурсионной группе была предоставлена свобода, наши замечательные ученики первым делом побежали к Царь-бомбе, забрались в хвостовой парашютный отсек, сфотографировались, отправили фотографии знакомым, и только после этого начался неторопливый обход других экспонатов, таких же интересных, как самая большая конструкция в ангаре. Макеты термоядерных бомб, то есть водородных, сразу привлекли внимание. Да ещё и боеголовки здесь можно увидеть, какие применялись на подвижных ракетных комплексах "Пионер", пока не были созданы "Тополи" и "Ярсы". Именно здесь школьники начали понимать разрушительную силу атома. Один такой даже не самый большой конус способен выровнять с землёй громадный город с миллионным населением. А самые большие конструкции и вовсе кусочек планеты отколют. Потрогав каждый экспонат, школьники пошли дальше по ангару, намереваясь вернуться в этот дальний уголок ещё не один раз.

 

Другой макет термоядерной бомбы был меньше, поэтому наши замечательные и вездесущие ученики решили не забираться в него, а только несколько раз обойти вокруг, обмерить, покачать и обсудить увиденное. Здесь же мы вспомнили Академика Андрея Дмитриевича Сахарова, создателя водородной бомбы в Советском Союзе. Именем этого учёного названа конференция в Санкт-Петербурге. Правда, четыре года "Сахаровские чтения" проводили дистанционно, а когда решили вернуться к нормальному режиму работы, да ещё с переносом с мая на апрель, мы поняли, что вряд ли будем участвовать. Коль так, то работы учёного будем обсуждать не в Северной Столице, а здесь, в городе Сарове, на родине всего ядерного оружия Советского Союза и России, в том числе шагая по улице Академика Сахарова.

 

Когда экскурсия завершилась, когда вся группа была приглашена в автобус, чтобы ехать то ли в Дом Учёных на очередную очень интересную лекцию, то ли в другой музей, наши замечательные ученики уверенно заявили организаторам, что остаются в Музее ядерного оружия ещё на одну смену. Сопровождающие организаторы уже привыкли к нашему непонятному графику работы, поинтересовались, как будем добираться, но услышав очень убедительный ответ: "Пешком", - оставили нас в покое, махнув рукой на недисциплинированность и несоблюдение нами плана конференции. Зато мы в спокойной обстановке подошли к макету первой в Советском Союзе атомной бомбы. Той самой, о которой рассказано в художественном фильме "Бомба". Очень рекомендую посмотреть! Увы, выступившая на экране после завершения фильма экскурсовод этого музея Ольга Александровна Колесова перешла в лучший мир. Из нашей группы только мне посчастливилось несколько раз общаться с замечательным специалистом, даже на ковре в Вагоне Ю.Б.Харитона постоять посчастливилось, на  историческом диване посидеть. Негласно, конечно, но с разрешения Ольги Александровны. После таких событий, после просмотра фильма, каждый остановится и у большого чёрного шара, и у пульта управления подрывом ядерного заряда, а позднее захочет прочитать рукописно-печатные листы первой технической документации, а потом с узнать не только об учёных-ядерщиках, но и о хозяйственных руководителях города Сарова. Дважды Герой Социалистического труда Борис Глебович Музруков до назначения в город Саров руководил "Уралмашем"! Вот какие люди здесь работали! Благодаря их труду школьники могут не только отгадывать назначение вертушек-пропеллеров на макете атомной бомбы, но намного подробнее и детальнее изучать историю Родины. Вот где надо проводить занятия, а не тратить время на "Разговоры о важном" и совершенно бесполезные кравцовско-четверговские профориентации-профанации, над которыми все учителя хохочут, но зато администраторы с удовольствием потирают левые ладошки. К деньгам! В такой реальной исторической обстановке мы оказались и не торопились выходить из неё.

 

Макет атомной бомбы, подвешенный под потолком, заинтересовал школьников. Но я предложил отложить обсуждение этого экспоната до завтра. Сегодня только в общих чертах поговорим, прочитаем таблички, а завтра постараемся побеседовать с Ольгой Евгеньевной Негиной, дочерью Академика Евгения Аркадьевича Негина, создателя и конструктора боевого ядерного оружия. Дело в том, что Академик Юлий Борисович Харитон разрабатывал опытные ядерные заряды, а Евгений Аркадьевич Негин приспосабливал их для боевого применения. Это не так просто! Это не прицепил - и полетел! Царь-бомба не помещалась в бомболюк тяжёлого самолёта Ту-95, авиаконструкторам пришлось специальную доработку проводить и подвешивать боезаряд снаружи. Да и первая термоядерная бомба, которую таковой даже назвать нельзя, была взорвана, вообще говоря, в США, но её нельзя назвать бомбой, она представляла собой трёхэтажное здание, начинённое трубопроводами, проводами, жидкостями, газами - настоящая громадная лаборатория. Такую в самолёт не погрузишь! Вот какое направление разрабатывал Евгений Аркадьевич! Но о заслугах этого учёного мы решили говорить завтра, во время экскурсии в Дом-музей двух академиков, проживавших по соседству. Этим музеем теперь руководит Ольга Евгеньевна.

 

В Музее ядерного оружия я каждый раз задерживаюсь возле небольшого экспоната - модели ракеты-носителя типа "Союз". Рядом установлена модель более старой конструкции ракеты, так называемая "Семёрка", на которой не только впервые полетел в космос Юрий Алексеевич Гагарин, но ещё и впервые была выполнена постановка на боевое дежурство носителя с ядерной боеголовкой.. О размере такой боевой нагрузки можно судить по экспонату, рядом с которым на полу ангара скромно стоят небольшие макеты ракет. Я постоянно задерживаюсь здесь, потому что вспоминаю сорок запусков ракет-носителей, в которых мне привелось участвовать во время службы на космодроме Байконур в 1982-1985 годах. Ядерная бомба без средств доставки не имеет оборонного значения, как и без науки. Не случайно общепризнанной стала историческая деятельность, обозначаемая тремя буквами ККК: Королёв, Курчатов, Келдыш. Первый конструктор руководил созданием ракеты-носителя ядерного оружия, второй занимался ядерным проектом в целом, а о Келдыше мало вспоминают, потому что его работа теряется на фоне первых достижений - это математическое обеспечение исследований во всех областях: и ракетной, и атомной, и других тоже.

 

Не спеша мы перешли от моделей ядерного вооружения к деталям современных лазерных установок. Стёкла такие большие и такие прозрачные, что спокойно можно делать интересные фотографии, не особо вникая в назначение интересных конструкций. Лазерная  техника требует очень высокой точности, причём не только крошечных деталей, но и очень больших.

 

При выходе из Музея ядерного оружия мы встретили знакомую, экскурсовода, запомнившую нашу группу по прошлогодней конференции. Встреча оказалась очень удачной. Если общие экскурсионные группы в этот день ограничились только ангаром, то специально для нас был открыт сравнительно новый музейный экспонат, установленный лет пять назад, не больше, - Железнодорожный вагон Академика Юлия Борисовича Харитона. По-моему, только троим конструкторам ядерных боеприпасов запрещалось пользоваться авиационным транспортом, поэтому для них были созданы специальные железнодорожные вагоны. Это дом на колёсах! Там есть всё необходимое для нормальной жизни и работы: гостиная, рабочая комната, кухня, ванная комната, комната для охраны... Мы обрадовались, что удалось побывать в этом вагоне. Особенно довольны были Брусника и Голубок, впервые приехавшие в город Саров. Но Василюня и я тоже с удовольствием послушали краткий рассказ знакомого экскурсовода и обошли вагон Юлия Борисовича Харитона.

 

Вагон Ю.Б.Харитона - это дом на колёсах! Даже телевизор "Темп" установлен. Правда, на персидский ковёр наступать нельзя, как и на диван садиться. Эти экспонаты огорожены ленточками. Зато я с удовольствием вспомнил, как когда-то школьники и я восседали на историческом диване, слушая рассказ Ольги Александровны Колесовой, разрешившей нам даже на ковёр наступить, видя заинтересованность замечательных учеников нашего дружного кружка "Юный физик - умелые руки" историей города Сарова, ядерной науки и России.

 

Только для наших замечательных учеников экскурсовод открыла внешнюю часть ангара Музея ядерного оружия и разрешила зайти в достопримечательный вагон, который уже пять лет является историческим экспонатом. Хорошо, что сотрудники сохранили его для потомков! Выйдя из экспоната-вагона Ю.Б.Харитона, мы не торопились покидать музей, походили по ангару, обсудили диковинки, а потом надолго задержались в первых комнатах, перед входом в ангар. Дело в том, что обычно эти комнаты, связанные с именем Преподобного Серафима Саровского, экскурсионные группы проходят очень быстро. Но ведь наши замечательные ученики приехали в закрытый город не только на конференцию и конкурс, а ещё и как православные паломники. Коль так, то было решено никуда не торопиться, вместо интересной лекции в Доме Учёных внимательно посмотреть на экспонаты первых комнат в Музее ядерного оружия.

 

Перед входом в ангар есть небольшая экспозиция, посвящённая зарождению Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ) именно в Саровском монастыре. Одним из условий выбора этого места для закрытого ядерного города было наличие хоть каких-нибудь построек для проживания учёных и рабочих. Вот так и стал монастырь центром зарождающегося и строящегося города. Под витринным стеклом находится очень иллюстративная модель Саровского монастыря. С первого посещения закрытого города эта модель не воспринимается явно. Ну, макет и макет! Но уже со второго раза, для Василюни, этот экспонат стал объёмной картой путешествий для нашей группы, как уже состоявшихся, так и запланированных. Голубок и Брусника слушали пояснения Василюни, но пока на веру воспринимали слова школьницы о расположении входа в Саровские пещеры, о реках Саровке и Сатис, о храмах Саровского монастыря, о Проспекте Мира, по которому сегодня нам предстояло начать шагать к Школе №20 - всего не перечислить. Да и перечислять не надо. Достаточно заметить, что из любой точки комнаты на посетителя, уже как на православного паломника, строго и добродушно взирает Преподобный Серафим Саровский, повторяя свои слова: "Радость моя!"

 

В городе Сарове был создан ядерный щит Родины. Но ведь создание такого щита было предсказано раньше, правда, слово ядерный тогда не упоминалось. Вот и получилось, что Серафим Саровский стал пророком торжества Советского Союза, а потом России, в области защитного ядерного вооружения.

 

На одной из выставочных витрин школьники и я сразу обратили внимание на книгу "Серафим Саровский" из серии "Жизнь замечательных людей", над которой тридцать лет работал Валентин Александрович Степашкин, историк и краевед. Мы не случайно задержались рядом с этой витриной! Эту книгу каждый школьник купил и начал читать. Да, не успели прочитать полностью к началу путешествия в город Саров, но не это главное. Важно стремление познавать историю России, встречаться и беседовать с выдающимися людьми, учёными, писателями, педагогами, организаторами, каких в городе Сарове мы встречаем буквально на каждом шагу.

 

Ну, никак не отпускают нас с этого места Серафим Саровский и Музей ядерного оружия! Как только мы внимательно обошли историческую комнату, у всех появилось желание вернуться в ангар Музея ядерного оружия. Вернулись! Сразу у входа остановились у экспонатов, мимо которых прошли быстро, не заметив главного. В городе Сарове создают не только атомные бомбы, но и обычные взрывчатые вещества. Сначала школьники не обратили внимания на кумулятивные боеприпасы, но теперь настало время хотя бы в общих чертах понять принцип их действия. Здесь же установлен настоящий акустический датчик взрывателя с пушистыми шариками на микрофонах. Очень много интересного!

 

В одном конце ангара началась очередная экскурсия, поэтому мы перешли на другую сторону, к макетам термоядерных бомб. Экскурсоводы и охранники давно знают наших неугомонных учеников из подмосковного города Королёва, а посетители недоумённо поглядывали на свободно перемещающихся, то есть шатающихся по музею по своему плану и усмотрению, школьников. Причём не только весело шагающих по большому ангару, по и отдыхающих на макете ядерной торпеды, предназначенной для уничтожения громадных авианосных кораблей, даже целых морских группировок.

 

На выходе из Музея ядерного оружия мы ещё раз задержались в комнате Серафима Саровского, а потом надолго остановились в самом маленьком помещении, сразу после гардероба. Здесь находится статуя "Ядерный щит России". Только теперь, после долгой экскурсии по исторической и современной частям музейной экспозиции, школьники начали осознавать единый замысел выставочных залов в Музее ядерного оружия. Во время следующего посещения самого секретного города России каждый ученик будет чувствовать себя знатоком этих мест. Именно для этого мы не жалеем времени на экскурсии, заменяем интересные научные лекции в Доме Учёных собственными планами, а потом радуемся выполнению задуманного.

 

Конечно, мы бы и дольше задержались в Музее ядерного оружия, но на этот вечер в плане организаторов конференции "XXIV Школьные Харитоновские чтения 2024" значилось ещё одно очень важное мероприятие, которое школьники не хотели пропустить. Да и я тоже! В прошлом году Василюня и я участвовали в вечерней викторине в Школе №20 для участников конференции. В этом году в программе значилось такое же мероприятие. Правда, мы не знали, успеем ли дойти до Школы №20 к назначенному времени или нет? Слишком долго задержались в музее. Другим школьникам проще, их на автобусе привезут из Дома Учёных. В такой неопределённости наши замечательные ученики рассудили очень просто. Надо по пути зайти в магазин и купить что-нибудь покушать. Вдруг не успеем на ужин? Маршрут был определён, график движения  на ближайший час составлен, а потому быстрым шагом мы направились в Саровский монастырь, вспоминая только что изученный макет в Музее ядерного оружия.

 

Макет Саровского монастыря так хорошо запомнился школьникам, что на каждом шагу шло обсуждение увиденного в музее и реальной окружающей обстановки. Мостик через реку Саровку смотрит прямо на Красный дом. В прошлом - это гостиница для паломников, а теперь в нём размещается администрация Российского федерального ядерного центра. Мемориальных досок на этом доме с именами Нобелевских Лауреатов или знаменитых учёных столько, что до утра можно стоять, перечисляя области исследований классиков ядерной физики. Увы, сегодня мы задерживаться не могли, быстро прошагали мимо мемориальной стены, а потом опять вышли на центр дороги, чтобы полюбоваться Колокольней - символом города Сарова. Затем - прямиком в Школу №20, причём как можно скорее, но с обязательных заходом в магазин. Пирожки надо купить и по пути подкрепиться.

 

Еда была закуплена. Но в итоге оказалось, что мы пришли в Школу №20 почти на час раньше других участников мероприятия. Правда у входа в школу Василюня шапкой зацепилась за очень колючую ветку какого-то дерева, поэтому Голубку, Бруснике и мне пришлось минут пять выпутывать школьницу из такого необычного капкана. Интересно, ученики этой школы тоже попадаются на такую уловку? Администраторы школы очень приветливо встретили нас, отвели в комнату для завучей, напоили чаем, мы достали купленные пирожки, ответили ими гостеприимству хороших людей. Полчаса было в нашем полнейшем распоряжении, чтобы не только отдохнуть и подкрепиться, но и поговорить с работниками школы. Везде одни и те же  заботы!

 

В Школе №20 началась вечерняя викторина для всех гостей города Сарова, школьников и взрослых. Каждый столик - это отдельная команда. На входе по спискам надо было определить своё место в зале. Наш столик имел №16. Как только расселись, десять минут было отведено на ужин, а потом начались вопросы организаторов викторины. Ответ надо было за минуту записать на листочке и сдать помощникам - порхающим в зале ласточкам. Вопросов много! В итоге набранные баллы суммировались и определялся победитель, сначала очередного тура, а потом всей игры. Но одновременно нужно было кушать, восстанавливать силы.

 

Очень интересная ситуация! Наша группа была признана организаторами конференции самой недисциплинированной и вчера, и сегодня. Ни на одной лекции в Доме Учёных не побывали! Но на вечерней викторине в Школе №20 мы заняли первое место. Ничего удивительного в этом нет. Понятие дисциплинированности, как и многое другое в мире, носит относительный характер. Мы заменили лекции на ознакомление с городом, поэтому Серафим Саровский своими молитвами помог паломникам находить правильные ответы на трудные вопросы викторины, закрыв потом глаза на гордыню школьников при восхождении на сцену за призами.

 

В викторине победили! Призы получили! На ужин в Школе №20 успели! Что ещё надо для счастья?

 

В этом году главным призом для каждого победителя викторины стала коробка очень вкусных конфет. Да ещё и концерт настоящий послушали и посмотрели во время вечерней викторины! Вот так работают педагоги в Школе №20. Только слова благодарности!

 

Два года подряд наши замечательные ученики побеждают в вечерней викторине в Школе №20. Дай Бог, чтобы через год наша группа увеличилась и в очередной раз победила после трудного рабочего дня. После завершения мероприятия нам оставалось зайти в автобус, доехать до Профилактория РФЯЦ, порешать задачи на мягких диванчиках, почитать книгу "Серафим Саровский" Валентина Александровича Степашкина, а потом забыться до утра даже без малейшего намёка на самое крошечное сновидение.

 

Этот день 16 февраля начался сильным утренним снегопадом. Вечером повторилось точь-в-точь такое же замечательное явление природы, принося радость уставшим участникам конференции "Школьные Харитоновские чтения".



Голубок так навалялся в снегу, что не нужно было призывать школьника быстрее возвращаться в гостиничный номер.

 

Про громадные хлопья снега школьники и я сразу забыли, как только переступили порог Гостиницы РФЯЦ. Сразу ложиться спать никто не захотел. Начались традиционные заботы. Василюня решала задачи по физике, Брусника играл в шахматы с новым знакомым из Лицея НИЯУ МИФИ. Голубок был то там, то здесь, постоянно маяча перед глазами каждого. Ну, а я просто наводил объектив фотоаппарата на труд наших замечательных учеников.

 

Задачи по физике - это очень важно! Приятно видеть, что Голубок, ученик девятого класса, может работать почти наравне в Василюней-десятиклассницей.

 

     В этот день 16 февраля 2024 года главной обязанностью школьников было качественно выступить на конкурсе перед членами научного жюри. Но главным познавательным мероприятием стало посещение Музея ядерного оружия города Сарова. Брусника и Голубок впервые приехали в этот закрытый город, но Василюня знает, что если кто увидел макет первой в Советском Союзе атомной бомбы, созданной под руководством Академика Юлия Борисовича Харитона, тот обязательно захочет узнать как можно больше интересных фактов об этом историческом событии. История так завлекает школьников, да и взрослых тоже, что потом никак не вырваться из круга её настоятельных заданий, по крохам собирая интересные факты, о каких не пишут в учебниках. Изучать реакцию деления урана или плутония намного интереснее не за школьной партой, а рядом с настоящими экспонатами, рядом с пультом, с которого был выдан сигнал на подрыв первой в Советском Союзе атомной бомбы, в ангаре среди образцов-макетов других вооружений, в беседах с экскурсоводами - всюду, куда влечёт интерес и желание расширить кругозор. В очередной раз план рабочего дня был перевыполнен нашими замечательными учениками. Новый день сулил нам новые интересные приключения в самом секретном городе России.

Категория: События | Добавил: Vladimir
Просмотров: 92 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Поиск

Copyright MyCorp © 2024