Это мероприятие - неформальное знакомство с кафедрой Э-10 "Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика" МГТУ им. Н.Э.Баумана. Побольше бы таких мероприятий для школьников! А ещё лучше - побольше бы таких школьников, которым интересны такие мероприятия. Обычно я не оцениваю страницы своего сайта, но здесь делаю исключение - это второй раз за время существования сайта. Мероприятие настолько прекрасное и неформальное, что я сразу же поставил самую высокую оценку. Именно за неформальность.
Мы планировали приехать в МГТУ, зайти на кафедру, пройти собеседование и спокойно уехать. Но получилось всё во много-много раз лучше и интереснее. Лучше и интереснее, потому что девочки пришли не просить, а предлагать совместную работу, принесли свои результаты. Действительно свои. За месяц школьницы смогли собрать металлическую действующую модель шагохода. Чуть-чуть осталось доделать. Не напрасно девочки отдали десяток вечеров сверлению, кручению, отрезанию, регулировке механизма. Причём один вечер - это 5-6 часов работы. Это не потерянное время. Результат налицо - интерес кафедры. Предложение переключиться на микропроцессорное управление. Конечно, девочки планировали больше внимания уделить механике и гидродинамике. Но почему бы не посмотреть в сторону микроэлектроники? Это же помощник механики. Школьницы вошли в область мехатроники и вряд ли её теперь покинут.
Но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На кафедре Э-10 мне было разрешено фотографировать без малейших ограничений как в лабораториях, так и во время знакомства школьников с руководством, в том числе во время контрольных вопросов. Приятно отметить, что Эльвине Давидовне и Анастасии Андреевне были заданы вопросы по их работе, а не по школьному материалу из учебника физики или математики. Разговор завязался практически на равных между специалистами в конкретной области - в области шагающих машин. Предлагаю посмотреть, как это было.

Начну чуть-чуть издалека. Накануне проходил с фотоаппаратом мимо храма Александра Невского в городе Королёве и потренировался в выборе экспозиции, чтобы показать солнышко, еле-еле пробивающееся сквозь низкие тучи. Из дюжины кадров выбрал лучший и разместил здесь. Зачем? С одной целью - не пустить ложь в это мероприятие, не подпустить близко к этому тексту лицемерных фарисеев, рассуждающих о глубинных чувствах, о внутренней благодарности, о вечном, о добром... Сейчас будет один единственный эпизод без бюрократических оболочек и ложных улыбок, которые так боятся изображения Символа Веры.

Второе отступление - это первый снег. Очень ранний в этом году. Он появился уже 18 октября. Очень хорошо! Хорошо, потому что скрыл и подморозил летне-весеннюю грязь. Скорее бы пришли зимние морозы!

А теперь о неформальности мероприятия. Приехали за час до назначенного срока. Поговорили и познакомились с куратором кафедры Э-10, с Алексеем Алексеевичем, с преподавателями. Получили в подарок книгу о двуногих роботах. Девочки, Вы правильно выбрали кафедру. Именно здесь занимаются изучением шагающих машин. Вот Вам литература для изучения. Не надо всё понимать, достаточно выбрать то, что Вас интересует. Если что-то не знаете, то разберём вместе. Изучайте!

До начала контрольного опроса оставалось минут сорок, поэтому Алексей Алексеевич показал того самого двуногого робота, картинку которого девочки увидели на сайте кафедры Э-10, которая и привела их к цели. Вот он! Больше двух метров в высоту. Анастасия Андреевна заинтересовалась. Весь робот опутан шлангами. Очень интересная конструкция. Когда-нибудь он обязательно зашагает снова. Небольшую неисправность всегда можно устранить. Вот и тема для дальнейшей работы в МГТУ.

Эльвина Давидовна тоже удивлена. Робот почти до потока. Говорят, что ходил, нащупывал ногой землю, покачивался, чтобы не упасть, сам всё вычислял. Компьютер спрятан в голове, на стопах ног расположены датчики. Вот что такое мехатроника! Это смесь механики с электроникой.

Я продолжаю тренироваться в портретной съёмке. Ну, что можно сказать? Очаровашка!

Другой портрет. А здесь что? Ещё одна очаровашка! Умные, скромные, любознательные девочки. Всем интересуются, всё рассматривают. Интерес невиданный. Во всяком случае, я не припомню, чтобы девочки так интересовались именно механикой, рычагами, шестерёнками, трубочками...

Пора в аудиторию на контрольную беседу с заведующим кафедрой Э-10. Девочки волнуются. Анастасия Андреевна опять мне помогает, появляется моя фотография. Мне это очень приятно.

Контрольную беседу проводит заведующий кафедрой Станислав Евгеньевич Семёнов, один из авторов двуногого робота. На беседу записались 29 человек. Беседуют сначала с группами, а потом индивидуально с каждым. Аудитория прекрасная, современная.

Заведующий кафедрой Э-10 определил порядок индивидуальных собеседований со школьниками. Во время собеседования в аудитории только один школьник, заведующий кафедрой и куратор. Вопросы из школьной программы по физике и математике. Школьники почему-то слегка заволновались.

Анастасия Андреевна и Эльвина Давидовна в коридоре ожидают вызов на собеседование. Включили компьютер, запустили презентацию. С компьютером - на собеседование. Девочки пришли в МГТУ не с пустыми руками, готовы показать результаты.

Каждый выходящий с собеседования рассказывает о заданных вопросах: закон Ома, теорема косинусов... Все справляются отлично. Очень серьёзная и сложная кафедра.
Нажмите для увеличения.
Опять кто-то вышел с собеседования, что-то рассказывает.

Девочки зашли в аудиторию с компьютером. Мне тоже разрешили присутствовать и фотографировать. Компьютерная презентация заинтересовала преподавателей. Ещё больший интерес проявлен к видеороликам. Хорошо поработали девочки. Много. Не успели снять видеоролик с металлическим шагоходом. Надо это сделать как можно скорее, там новизна, отличие от конструкции П.Л.Чебышева.

По-моему, преподаватели забыли про вопросы из школьной программы, спрашивают о созданных механизмах. Девочки прекрасно отвечают.

Станислав Евгеньевич, заведующий кафедрой Э-10, повёл Эльвину Давидовну и Анастасию Андреевну на экскурсию по лабораториям. Мне разрешено сопровождать и фотографировать. У девочек интерес к деталям машин. Титановые втулки, покрытые сталью, вряд ли кто-нибудь видел в школе. Не то что втулки, а просто титан хотя бы посмотреть!

Кафедра громадная. Лабораторий много. Получасовая экскурсия с рассказом заведующего кафедрой, а потом свободное время и разрешение смотреть всё, что не закрыто на ключ. Час или два ходили по лабораториям самостоятельно. Это шкаф с деталями насосов для перекачки нефти. Анастасия Андреевна и Эльвина Давидовна заинтересовались, потому что три дня назад заявили работу на конкурс Intellect2All по этой тематике.

Эльвина Давидовна нашла деталь от "мясорубки". Это шнек насоса. Применяется, например, для повышения давления на входе для исключения кавитации. Как и в мясорубке, давление повышается на входе.

Анастасия Андреевна открыла шкаф и нашла много подобных деталей. Мы не нарушаем правила, смотрим всё, что не закрыто на замок. Есть что посмотреть. О каждой детали можно много рассказывать.

Эльвина Давидовна заинтересовалась лопаточным механизмом для отклонения потока жидкости. Если подуть на этот механизм, то поток воздуха тоже отклоняется, поворачивается. В механизме много лопаток специального профиля. Поговорили о технологии изготовления лопаток.

Теперь дует Анастасия Андреевна. Поток воздуха отклоняется, поворачивается. Много диковинок в шкафу, долго их перебирали.

Неизвестный механизм. Много интересного.

Эльвине Давидовне понравилось колесо центробежного насоса. Как работает - поняли. А как его изготовить? Это уже область технологии.

Перебираем детали во всех шкафах лаборатории. Здесь за пару часов не управиться, как и за пару недель. Это только ознакомительная экскурсия.

Эльвина Давидовна открыла шкаф с центробежным насосом и со всеми его деталями. Здесь же большой макет лопаточного поворотного устройства для отклонения потока жидкости или газа.

Перешли к стенду гидроавтоматики. Здесь можно собирать и изучать различные гидравлические схемы. Давление жидкости 60 атм, но шланги можно стыковать легко, без усилий. Учебный стенд. Однако девочки заинтересовались содержимым ящика. Ящик открыт, не на замке, поэтому смотреть разрешено. Деталей и агрегатов много, все в масле.

Очень интересный агрегат в углу у двери, справа от Эльвины Давидовны. Это турбонасосный агрегат от немецкой ракеты "Фау-2". Оригинал!

Часа два бродили по лабораториям. Девочки устали и решили вспомнить занятия по гимнастике. Конечно, лучшего места для этого, чем подвал Бауманки с кафельным полом не найти.

Продемонстрировав гимнастический номер, девочки продолжили осматривать установки в другой лаборатории. Это автомобиль с полностью гидравлическим приводом. Никаких шестерёнок! Гидрокомпрессор и гидромотор! Давление жидкости крутит колёса. Но девочкам интересно сделать всё наоборот. Анастасия Андреевна в чистой белой рубашке стала яростно вращать колесо, а Эльвина Давидовна - с удовольствием слушать, как в трубке что-то забулькало. Анастасия Андреевна стала вращать колесо в другую сторону, а Эльвина Давидовна заметила, что бульканье стало другим.

Автомобиль очень интересный. Дольше всего у него задержались. Трубочек много, в каждую подули. Все колёса покрутили, послушали бульканье.

Самый интересный момент экскурсии. Девочки нашли целый ящик хомутиков для закрепления шлангов. Хомутики всевозможных размеров. Анастасия Андреевна и Эльвина Давидовна выбрали по хомутику-колечку. Хорошая память-сувенир о кафедре Э-10. Думаю, что сотрудники на нас не обидятся, потому что девочки сюда обязательно вернутся. Придут опять, причём не один раз.
Нажмите для увеличения.
Вот такие сувениры-хомутики-колечки оказались на пальчиках Эльвина Давидовны и Анастасии Андреевны после посещения кафедры Э-10 "Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика" МГТУ им. Н.Э.Баумана. Мне тоже было предложено надеть хомутик, но я вежливо отказался от такого сувенира...

Девочки устали, присели отдохнуть рядом с турбонасосным агрегатом немецкой ракеты "Фау-2".

Рядом на полке опять множество деталей. Механика явно привлекает девочек, хотя заведующий кафедрой предлагает им освоить программирование микроконтроллеров. Надо начать работать, а потом видно будет. Девочкам выделен один день в неделю - четверг. Это день работы на кафедре Э-10. Приезжать, консультироваться, работать, испытывать. Главное, у девочек есть желание ездить на эти занятия-работу.
Нажмите для увеличения.
Опять гимнастические упражнения у лабораторного стенда для изучения характеристик насоса. Хорошо, что на шпагат не сели на этом стенде, оставили это упражнение на будущее.

Продолжаем осматривать содержимое шкафов. Анастасия Андреевна нашла систему поршней гидромотора. Того самого, который вращает колесо автомобиля с гидроприводом. Такие маленькие поршни могут сдвинуть тонны груза.

Вот чем должна заканчиваться любая экскурсия!
Вот чем должна увлекаться каждая школьница!

Это вопрос А-ЕГЭ на выбор правильного ответа. Что делает Эльвина Давидовна?
1) Дует в трубку. 2) Держит трубку. 3) Смотрит в трубку. 4 ) Другое.
Нажмите для увеличения.
Девочки! После таких похождений я не в состоянии добраться обратно без подкрепления. Хорошо, что на пути к метро есть столовая с буквой "М".

Теперь Анастасия Андреевна может весь год свободно заходить в МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Эльвина Давидовна тоже получила такой пропуск. А у меня такого нет, но мне он и не нужен. С девочками меня пропускают, а одному мне в МГТУ делать нечего.

Это начало дня в МГТУ, когда получали пропуска. В актовом зале. Теперь дорога в МГТУ открыта. Почти два года есть для работы на кафедре Э-10. Я тоже готов помочь, но микроконтроллеры - не моя специальность. Думаю, разберёмся.
Отличный продуктивный, запоминающийся день 21 октября 2014 года!
Главное - искренний, без лжи, без лицемерия, но с громадным желанием честно работать.
|